|
|
|
|
В настоящей публикации рассматривается украинский рынок стационарных кислотно-свинцовых аккумуляторов, используемых в СГЭ (системы питания постоянного и переменного тока), в энергетике (как в генерирующих мощностях, так и в сетях распределения), в отрасли возобновляемой энергетики (солнечные батареи, ветрогенераторы), а также в охранно-пожарных системах и обеспечения аварийного освещения. Здесь не рассматриваются тяговые аккумуляторные батареи, которые не относятся к стационарным. Отметим, что стационарные аккумуляторные батареи большей частью применяются в ИБП, системах питания постоянного тока, а также в электрощитовом оборудовании. Компании, которые поставляют на рынок такие системы, более известны заказчикам, чем поставщики аккумуляторных батарей. Последние выступают как бы в роли субагентов для игроков рынка систем более высокого уровня. Это и понятно, ведь заниматься сервисом батарей и нести ответственность за их эксплуатацию будет поставщик ИБП или стойки питания постоянного тока. В настоящее время рынок практически полностью перешел на использование так называемых AGM- аккумуляторов. Хотя, в небольшом количестве, выполняются еще поставки и гелевых АКБ.
В 2012 году на украинском рынке АКБ работали более 20 компаний- поставщиков (таблица). Практически все компании, представленные в таблице, поставляют на рынок батареи для систем питания постоянного и переменного тока. Из представленных торговых марок АКБ практически половина — азиатского производства (Китай, Тайвань, Гонконг). Среди поставляемых аккумуляторов китайского производства — не только бюджетные модели, но и хорошо зарекомендовавшие себя АКБ таких торговых марок, как, например, B.B. Battery, Leoch, Ritar, Ventura, которые относятся, скорее, к оборудованию среднего класса.
Чтобы оценить распределение рынка АКБ между производителями, мы разделили выпускаемую ими продукцию на три условных сегмента: решения малой (до 50 Ач), средней (50-150 Ач) и большой емкости (свыше 150 Ач). Как отмечают эксперты рынка, в сегменте АКБ малой мощности лидеры продаж 2012 года разделились на четыре группы. В первую вошли B.B. Battery, Monbat, Ventura с долями примерно 10%. На второй позиции — CSB Battery, Leoch, Ritar, SunLight (около 8% каждая). Компании EverExceed, Casil, Vision заняли третью позицию с долями около 6%. В общей сложности на упомянутые выше торговые марки АКБ пришелся 81% продаж. Рыночный вес остальных брендов не превышает 2% по каждому из производителей.
В сегменте АКБ средних емкостей
в тройку лидеров вошли Ventura, EverExceed и Vision с
долями 9-10%; во вторую группу (с показателями в районе 8%) — B.B.
Battery, Leoch, Ritar. В третью группу попали компании
SunLight, Hawker, Varta, Exide; их рыночные доли составляют
6-7%. Таким образом, в сегменте АКБ средней емкости в лидерах снова
десять производителей, на долю которых приходится 78% продаж.
Распределение рынка АКБ по потребительским сегментам и тенденции отрасли представим точкой зрения экспертов. По мнению Александра Сергиенко, заместителя директора по техническим, организационным вопросам и развитию бизнеса компании «Акку-энерго», структура продаж аккумуляторных батарей в компании выглядела в 2012 году так: «На долю систем питания переменного и постоянного тока пришлось примерно 50% продаж. Причем примерно 12-15% — аккумуляторы для ИБП и порядка 25% — АКБ для телекоммуникационной отрасли. Все остальные продажи — это, в основном, тяговые батареи и АКБ, применяющиеся в энергетике. Если говорить об аккумуляторах для ИБП, то на долю бюджетных решений на рынке приходилось порядка 95% продаж. Связано это с тем, что клиент хочет купить подешевле, надеясь при этом, что он получит продукт хотя бы среднего качества. И это справедливо для всех отраслей, где эксплуатируются системы питания переменного тока с ИБП». Виктор Подольский, директор компании EntelService, считает, что особую роль на этой рыночной площадке играют операторы мобильной связи. По мнению эксперта, крупный национальный оператор мобильной связи имеет порядка 10 тыс. базовых станций по всей территории страны. На каждой установлено восемь 12-вольтовых аккумуляторных батарей емкостью обычно 100-150 Ач. Таким образом, его потребность в АКБ — около 80 тыс. единиц. Если сюда добавить узловые станции (а здесь емкости батарей уже в разы больше — как правило, 1000-1200 Ач), то можно говорить о порядке 100 тыс. акку-муляторов.
Понятно, что с учетом этого операторы мобильной связи являются для участников рынка АКБ своего рода «локомотивом бизнеса», и сотрудничество с ними является приоритетным для многих поставщиков аккумуляторов. Примером могут служить такие компании, как PowerExpert и EntelService. Разумеется, поставщики АКБ работают и в других отраслях экономики страны. По данным экспертов, основными потребителями АКБ в 2012-м являлись: промышленность, предприятия энергетики, нефтегазового комплекса, транспорта и связи, государственные учреждения, коммерческие структуры (офисы компаний, бизнес и развлекательные центры), серверные и ЦОД, частные лица.
По мнению экспертов, общий объем рынка стационарных АКБ в 2012 году оценивается в $20-25 млн. Эксперты полагают, что в 2012 году рынок АКБ рос во всех сегментах по емкостям батарей, и эта тенденция должна сохраниться. Ведь наличие систем гарантированного электропитания уже стало повсеместным требованием, поэтому потребность в аккумуляторах велика. Порукой тому — плановая замена батарей у операторов мобильной связи и не только у них.
В 2013 году структура рынка вряд ли очень изменится по сравнению с 2012-м. Возможно, следует ожидать некоторого уменьшения представленных торговых марок из-за перенасыщенности рынка дешевыми предложениями, особенно в сегменте АКБ небольшой емкости. А вот в сегментах батарей средней и большой емкости вряд ли следует ожидать каких-то существующих изменений. Скорее всего, мало изменятся и предпочтения заказника. В ближайшей перспективе он будет по-прежнему больше выбирать бюджетную продукцию. Просто из-за отсутствия достаточных средств.
Редакция благодарит за помощь при
подготовке материала компании «Акку-энерго», PowerExpert, EntelService,
«Пульсар-Лимитед».
Николай МИХЕЕВ, СиБ |
|