|
|
||
|
Установить дизель-генератор, казалось бы, — чего проще? Но чтобы вожделенный агрегат стал на свое место, инсталлятору приходится пройти все круги чиновничьего ада, а заказчику — потратить внушительную сумму денег.
В глазах неподготовленного заказчика установка на собственном предприятии дизель-генераторной установки выглядит очень просто. Привезли, установили, подключили, проверили, уехали. Но перед этими несложными, на первый взгляд, шагами инсталлятору предстоит кропотливая работа по созданию и согласованию проекта с большим количеством инстанций.
Один на всех и все на одного Для организации, которая желает проводить работы по установке ДГУ, моментом истины является получение лицензии на ведение определенных типов работ. Она выдается созданной в 2006-2007 годах государственной инспекцией строительно-архитектурного контроля. Данной организацией выдаются также лицензии на ведение любых прокладочных и строительных работ, кроме лицензии на прокладку пожарной сигнализации, которую можно получить только в МЧС. Когда все разрешения получены, начинается новый этап жизни интегратора — реализация проектов. Основной документ, регулирующий процесс установки дизельных генераторов, — это государственные строительные нормы (ДБН, Державні Будівельні Норми) «Склад, порядок розроблення, погодження та затвердження проектної документації для будівництва», которые устанавливают порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации как на строительство новых зданий, так и на реконструкцию старых. Фактически он касается любого строительного объекта, а также ДГУ, хотя генератор — всего лишь одна из составляющих системы электропитания сооружения. Компания, занимающаяся установкой дизельной электростанции, вынуждена в рамках данного законодательства подходить к проекту как к постройке жилого дома, а ДБН задает лишь общую процедуру согласования. Причем строго оговоренного перечня организаций, контролирующих процесс, не существует. Отчасти это обусловлено постоянными изменениями в структурах госорганов. Порядок прохождения инстанций также не указывается, а нарабатывается инсталлятором методом проб и ошибок. Проект должен быть согласован со всеми заинтересованными организациями, среди которых «Держгірпромнагляд України», Управление пожарной безопасности и МЧС, СЭС (Санитарно-эпидемиологическая служба), экологи, а также различные организации, которые выдают ограничения на установку конкретного оборудования (в основном на месторасположение самого агрегата и кабельного хозяйства). Для ДГУ это поставщики электроэнергии, а также инстанции, курирующие инфраструктурные объекты, непосредственно прилегающие к месту установки генератора. Причем инсталлятор сам должен найти такие организации. Как показывает практика, это лучше, чем когда представители государственных структур сами находят инсталлятора. При несогласованности проекта с уже существующей инфраструктурой (системой канализации, теплотрассами, линиями связи) могут возникнуть проблемы с его дальнейшей реализацией. Как решаются такого рода вопросы, знает каждый украинский бизнесмен. Наверное, самой беспроблемной организацией, с которой меньше всего возни, является СЭС, поскольку инспекторов этой инстанции интересует только уровень шума, создаваемый дизель-генераторной установкой. Данный параметр является паспортным и декларируется производителем. Как правило, наличие шумозащитного кожуха снижает уровень шума от работы ДГУ до приемлемого в случае установки вне помещения. Но вначале нужно получить технические условия от соответствующего управления пожарной безопасности. И это при том, что ДБН определен лишь небольшой перечень мест, где не разрешена установка ДГУ (подвалы, жилые помещения). Согласование проходит быстрее, если инсталлятор заключит договор на сопровождение проекта с управлением пожарной безопасности (включая консультации и помощь в составлении документации), ведь данное ведомство имеет право на собственную хозяйственную деятельность, а значит, может предоставлять платные услуги. Стоит такое «удовольствие» немалых денег (десятки тысяч гривен). Электроснабжающие организации (РЭС, облэнерго) также всегда держат ухо востро, если на каком-то объекте устанавливается ДГУ. Ведь первым последствием появления в системе электропитания генераторной установки становится повышение категории электроснабжения. Как известно, существуют три таких категории. Электроснабжение каждой из них производится по разным тарифам. Чем выше категория, тем выше тариф. Повышение категорийности предусматривает сокращение срока ликвидации неполадок и, как следствие, — повышение цен за предоставленные услуги. Так что приобретая генератор и спасаясь от некачественной электроэнергии, заказчик проигрывает в оплате за электропитание и обслуживание сети. Кроме того, приходится покупать трансформаторное и кабельное хозяйство, которое затем переводится на баланс облэнерго. В данный момент технические условия электроснабжения дополняются также требованием внедрения системы автоматических средств учета. Причем с самостоятельным изготовлением и согласованием проекта. Неурегулированным остается также законодательство, содержащее нормы параллельной работы дизельного генератора с электрической сетью. Облэнерго к такой идее относятся враждебно, хотя большую «проблему» для них создают мощные когенерационные установки. А закон о «зеленом тарифе», разрешающий экспорт электроэнергии в сеть, работает только по отношению к альтернативным источникам энергии. С точки зрения экологической безопасности выхлопные газы дизельной электростанции, которая работает несколько часов в месяц (штатная проверка работоспособности), являются мизерной долей того, что выбрасывается в воздух, к примеру, проезжающими мимо здания автомобилями. Тем не менее интеграторы по требованию служб экологического надзора вынуждены для каждого конкретного случая проводить расчет влияния ДГУ на окружающую среду (причем существуют несколько методик) и в итоге возводить внушительной высоты (до 25 метров) выхлопные трубы. В целом же интегратор должен получить несколько разрешений. Сначала технические условия на проектирование, затем разрешение на строительство и, наконец, разрешение на ввод в эксплуатацию в тех же инстанциях. На согласование проекта уходит 4-5 месяцев независимо от мощности устанавливаемого агрегата. На ввод в эксплуатацию примерно столько же. Если прибавить еще и время реализации проекта, которое зависит от его сложности, то в среднем получается год. Но хуже всего то, что законодательство не рассматривает проект установки ДГУ как построение системы в дополнение к существующему объекту. Фактически после завершения всех процедур заказчик получает еще один строительный паспорт на объект, который уже имеет подобный документ. Все это справедливо для старых, построенных еще в советское время зданий. К счастью, на большинстве современных объектов инфраструктуры предусмотрено проектом наличие резервного источника питания, что существенно облегчает работу интеграторов. Но их несоизмеримо меньше, чем объектов, нуждающихся в полной замене кабельной инфраструктуры.
А в это время… …У наших западных соседей все намного проще. В Германии, к примеру, существует документ под названием TA Luft (Technische Anleitung zur Reinhaltung der Luft — Технические Инструкции по Контролю Качества Воздуха). Здесь рассматриваются предельные концентрации вредных веществ для каждого типа силовых установок (в том числе для стационарных и арендных ДГУ) с указанием среднесуточного и среднегодового выброса в зависимости от мощности. Для того чтобы установить агрегат, достаточно разрешения местных властей на самом низком уровне. При этом имеют значение только соответствие характеристик устанавливаемого агрегата нормам, прописанным в TA Luft, и общим стандартам работы электросети. Фактически, если компания имеет лицензию на разработку и внедрение проектов, проблем не возникает никаких. То, чем у нас приходится заниматься каждый раз при согласовании проекта, в Европе делается один раз за всю деятельность интегратора при получении лицензии на установку генераторов. Все это обусловлено как неизбежностью наказания (за невыполнение норм), влекущей за собой высокий уровень законопослушности и сознательности компаний, так и обязанностью строительных организаций учитывать на этапе проектирования здания место и условия установки резервного источника питания, наличие которого обязательно. Все эти особенности не подразумевают обширных бюрократических структур. Что немаловажно: европейский собственник ДГУ (как и других источников электропитания) имеет, согласно законодательству, право экспорта электроэнергии в общенациональную сеть.
Не все так плохо в нашей стороне Конечно, по сравнению с европейскими коллегами нашим интеграторам приходится обивать пороги многочисленных бюрократических инстанций. Но перемены грядут. Верховной Радой принят закон о реконструкции градостроительной отрасли, который упрощает все процедуры для объектов низких категорий сложности строительства (жилые многоэтажные и частные дома). Хотя для категорий IV и V (высотные жилые дома, здания предприятий и т.д.) все останется постарому. На сложных объектах, которые к тому же могут представлять опасность для здоровья и жизни окружающих, решено соблюсти максимально строгие процедуры, что, учитывая низкий уровень законопослушности граждан, справедливо. Вселяет оптимизм также принятие закона о «зеленом тарифе» в апреле 2009 года, который снимает многие вопросы, связанные с экспортом электроэнергии в сеть. Но пока он регулирует взаимоотношения сетей и продавцов электроэнергии, выработанной альтернативными источниками. В общем и целом мы все-таки движемся к повышению стандартов работы государственных структур с частными компаниями, занимающимися установкой дизельных электростанций и других резервных источников питания. Остается надеяться, что пробуксовок в этом направлении будет меньше.
Виктор ПАНЬКИВ, СиБ
|
|