|ГЛАВНАЯ|   |О ЖУРНАЛЕ|    |ПОДПИСКА|   |ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА|  |КОНТАКТЫ|   |СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА|  |НОВОСТИ|    |ВАКАНСИИ|     |АРХИВ|  |IT-СТРАНСТВИЯ|

№ 2 (15) 2004

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Читать нужно

качественную литературу!

 

Как правило, технические специалисты больше увлекаются

техникой, и их жизнь в основном заполняют профессиональные

интересы. И это нормально. Однако, на наш взгляд, для

работы с современными сложными техническими решениями

нужен человек высокой культуры, многогранный, с развитым

воображением. Область интересов современного

технического специалиста мы попытались выяснить в цикле

бесед с сотрудниками различных IT-компаний. «Лакмусовой

бумажкой» для этого мы выбрали отношение к художественной

литературе. А первым собеседником стал наш давний автор —

Дмитрий Ландэ, более известный в профессиональных кругах

как заместитель директора ИЦ «Элвисти».

 

 

— Дмитрий, несмотря на то, что мы представляем технический журнал, для этого интервью хотелось бы предложить несколько необычный ракурс. Сегодня нас больше интересует не столько профессиональные увлечения, сколько внутренний, духовный мир технического специалиста. Зная Вас как довольно плодовитого автора, мы вправе «заподозрить» в Вас и активного читателя. Итак, первый вопрос о Ваших литературных пристрастиях.

— Определенных пристрастий нет — в режиме скорочтения просматриваю большие объемы литературы, благо, Интернет позволяет, однако в свое удовольствие приходится читать не более одной-двух художественных книг в полгода. Принцип отбора для чтения простой — литература должна быть качественной. Это может быть классика, реже фантастика, почти никогда — детективы. Несколько лет назад меня неожиданно поразили литературные способности Юлия Дубова — опального гендиректора «Логоваза» (роман «Большая пайка»), недавно наткнулся на книгу А. Марининой «Тот, кто знает». Как и у Дубова, самое интересное здесь — метаморфозы сильной личности в период социальных изменений.

Что же касается любимых авторов, то не могу никого выделить. Тут, скорее, как у Высоцкого в песне «Я не люблю…». Не люблю желтой прессы, подделки. Умышленно не читаю детективов (хотя оба названных мной примера имеют некоторое отношение к этому жанру), стараюсь не увлекаться фэнтези. Кстати, кроме художественной литературы, с удовольствием читаю (скорее, изучаю) литературу по бизнесу и философии. Недавно друзья подарили «Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта» шведских профессоров Кьелла А. Нордстрема и Йонаса Риддерстрале. Это действительно современный учебник по свободной экономике. Ничего подобного ранее не читал.

 

— Банальный вопрос, какую бы книгу Вы прихватили с собой на необитаемый остров?

— На необитаемый остров взял бы с собой, наверное, «Справочник начинающего судостроителя». Я человек общительный, постарался бы побыстрее вернуться. А для души, наверное, Библию, — не читать же в экстремальных условиях и при наличии свободного времени о выдуманных кем-то мирах и проблемах.

 

— Насколько необходимо, на Ваш взгляд, техническому специалисту быть в курсе литературных новинок или вообще читать художественную литературу?

— По-моему, техническому специалисту совсем не обязательно читать художественную литературу или быть в курсе новинок. Известны примеры очень хороших специалистов, годами не читающих ничего, кроме технической документации. Вместе с тем, хороший специалист, как правило, когда-то становится руководителем. Он должен грамотно ставить задачи, обсуждать проблемы, однозначно выражать свои мысли, а для этого необходимы навыки, которые, по моему мнению, можно почерпнуть только в художественной литературе. Кроме того, человек — существо социальное. Многие знания приобретаются в процессе непосредственного общения. А поводы, побуждения для общения могут быть самыми разными, в том числе и литературные новинки, последние книги Пауло Коэльо, например.

 

— Удается ли Вам почерпнуть из прочитанного какие-то идеи в плане Ваших профессиональных занятий, или здесь речь идет об уровне личности, общей культуре, а на работу это влияет лишь косвенно?

— Если говорить о художественной литературе, то речь, конечно же, идет о развитии личности. Едва ли, не лукавя, можно найти прямую связь с непосредственной работой. Вместе с тем, начитанность человека во многом говорит об его общей культуре, в том числе и профессиональной. Специалист читающий, наверняка, лучше другого, например, напишет техническую документацию.

 

— Отражает ли современная литература технократизацию нашего общества, или литературное произведение нельзя рассматривать как зеркало жизни или как набор рекомендаций для собственных поступков и деятельности?

— Хорошая современная литература (а такая все же существует) вполне отражает аспекты современного общества, в том числе и технократизацию. При этом, конечно же, большая часть из «набора рекомендаций» была уже охвачена классиками — Бальзаком, Ремарком, Драйзером…

 

— Поскольку Вы работаете в компании, напрямую связанной с Интернетом, Вам наверняка известно понятие «сетература», то есть некий жанр литературы, предназначенный для существования только в web-пространстве. Как Вы относитесь к этому явлению современной жизни?

— Могу сказать, что кое-что знаю о существовании сетературы (ранее — кибературы). Например, творчество Виктора Пелевина можно было бы отнести именно к этому жанру — львиную долю своей популярности он получил благодаря Интернету, но практически все опубликовано уже и на бумаге. Конечно, Сеть как медиасреда дешева, доступна целевым группам, дает ощущение свободы для начинающих авторов, и кому-то интересно наблюдать за ними. Это все близко к так называемым «блогам» — сетевым журналам, живым дневникам и т.п. К сожалению, я могу лишь пожелать успеха энтузиастам, и не более.

 

—Достижения техники, в частности мобильный телефон и электронная почта, в значительной мере изменили способ коммуникаций между людьми и породили даже некую субкультуру, часто обходящуюся довольно примитивными средствами. Как Вам кажется, можно ли говорить о кризисе культуры в связи с технологическими новациями? То есть, не пожирает ли техника своего творца?

— Напротив, технические достижения, по-моему, реально способствуют культурному росту людей. Например, Интернет возродил эпистолярный жанр, люди снова письменно общаются друг с другом. Карманные компьютеры, электронные книги становятся предметом повседневного употребления. Получают распространение и аудиокниги в формате mp3 — что-то сродни радиопередаче «В рабочий полдень». Я обратил внимание на это явление буквально в момент его возникновения и очень часто прослушиваю аудио книги в свободное время, может быть, за счет других средств массовой информации. Очень сожалею, что аудиокниги на украинском языке пока практически недоступны.

 

— И последний вопрос, какие слова, по Вашему мнению, наиболее подходят в качестве продолжения к фразе «Книга — это источник... »?

— …Вдохновения.

 

В беседе принимали участие

Владимир СКЛЯР

и  Евгений ПОЛИЩУК,

«Сети и бизнес»

 

№ 2 (апрель-май) 2011