|ГЛАВНАЯ|   |О ЖУРНАЛЕ|    |ПОДПИСКА|   |ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА|  |КОНТАКТЫ|   |СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА|  |НОВОСТИ|    |ВАКАНСИИ|     |АРХИВ|  |IT-СТРАНСТВИЯ|

№ 2 (75) 2014

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Игорь КИРИЛЛОВ

 

 

Не так давно аналитическое агентство IDC опубликовало данные об исследовании рынка «облачных» услуг в нашей стране. Если верить расчетам, то в 2013 году этот сегмент вырос по сравнению с 2012-м почти втрое — с $2,1 до $5,8 млн. Причем около половины дохода получили украинские операторы, остальное досталось по большей части западным гигантам, таким как Microsoft или Amazon. На самом деле цифра может быть еще больше, особенно если участь сервисы, которые применяются эпизодически, или те «облачные» ресурсы, которые используют большое количество компаний сегмента SOHO. В любом случае такой значительный рост, происходящий даже в условиях экономической нестабильности, говорит о многом. Но что поменялось за последние пару лет и почему он стал возможен? В чем причина такого резкого «прозрения»?

Самый простой, лежащий на поверхности ответ: «Pынок созрел». Допустим, но какие факторы способствовали этой зрелости? Об этом мы побеседовали с представителями украинского рынка дата-центров и «облачных» услуг, а также с теми, кто эти сервисы потребляет, встраивая их в свои бизнес-процессы.


Когда рассеялся туман...

Еще год назад попытки общения на «облачную» тематику приводили к осознанию того, что операторы таких услуг и потенциальные их потребители в Украине совершенно по-разному трактуют связанную с этим терминологию. Проникновение в нашу страну навязчивых маркетинговых концепций, разработанных на благополучных западных рынках и оторванных от технической основы, привело к тому, что «облако» стало восприниматься в украинской бизнес-среде как некая «машина исполнения желаний», способная решить любые проблемы с ИТ

Это вызвало поначалу некоторый интерес к технологии, но первый практический опыт корпоративных украинских заказчиков показал, что слухи о возможности «облаков» сильно преувеличены. Интерес резко поутих, и на дальнейшее переосмысление концепции потребовалось около двух лет. Оказалось, что «облако» не решает никаких насущных проблем, более того, при неправильном его использовании сложностей и неудобств становится только больше.

Например, у нас в «стране бесплатного ПО» при установке офисных программ привыкли инсталлировать версии с максимальными возможностями (а вдруг что-то пригодится). Когда же сервис предоставляется из «облака», оказывается, что за все надо платить и дополнительные опции могут обойтись так дорого, что выгоднее будет купить продукт для внутренней установки. С другой стороны, грамотные настройки, исключающие избыточные функции, позволяют значительно сократить расходы по сравнению с персональной версией программы (при условии, что она, конечно, лицензионная). То же и с вычислительной мощностью, ресурсами хранения и т.д. В «облачной» системе хозяин положения отнюдь не заказчик (равно как и, скажем, пассажир самолета не является главным на борту) — ему лишь предоставляется новый ИТ-инструмент. Но правильное использование расширенных возможностей в интересах бизнеса — это индивидуальная задача. Не надо обольщаться на счет возможностей коммерческих «облаков», большинство специализированных задач решить они не могут, а если и могут, то цена будет несуразно высокой. Но и при использовании типовых услуг далеко не всегда «облака» ведут к сокращению расходов на ИТ.

 

 

Извечное желание сэкономить на ИТ придает технологии больше популярности, но этот фактор отнюдь не исчерпывает всех возможностей. Иногда «облака» обходятся даже дороже собственных ИТ, но зато позволяют решить задачи на новом уровне. Например, обеспечить географическую распределенность или катастрофоустойчивость вычислительной системы, защиту данных, доступность вычислительных ресурсов и т.д. Но попытки закрыть одними «облаками» все задачи обречены на провал. В этом и заключалась неудача первого этапа проникновения технологии на украинские просторы. Однако в течение нескольких лет маркетинговая дымка постепенно развеялась, и представители отечественных компаний пришли к пониманию того, что «облако» может, но не всегда будет эффективным, и главное, стали понятны границы возможностей технологии.


Что могут «облака»?

Несмотря на широкую маркетинговую пропаганду, воспевающую концепцию на все лады, все же рынок реальных услуг в корпоративном секторе развивается по весьма консервативному пути. Как показывает практика реализованных проектов, заказчики, как в мире, так и в Украине, переносят в «облака» лишь отдельные бизнес-процессы, не отказываясь от собственных систем. Слово «проект» упомянуто не случайно. Ведь для крупной или средней по размеру компании даже частичный переход в «облако» — задача нетривиальная, требующая знаний, навыков, а также глубокого понимания не только технических аспектов, но и бизнес-логики процессов, передаваемых на внешнее обслуживание.

Анализ проектов и предложений операторов показывает, что на сегодняшний день в корпоративном секторе популярны около десятка основных типов «облачных» сервисов. Три из них являются базовыми и уже довольно хорошо известны. В частности, это аренда вычислительных ресурсов по требованию — то, что называется IaaS («инфраструктура как сервис»), далее следуют «платформа как сервис» — PaaS (подразумевающая операционные системы, СУБД, среду для разработки и тестирования) и ПО в аренду — SaaS. Примером последней могут быть, например, популярные нынче приложения MS Office 365 или «облачная» версия 1С. Но этим набором возможности современных «облаков» не исчерпываются. По мере освоения технологии появляются и новые, более специализированные сферы использования. Названия, которые упомянуты далее, все эти XaaS, весьма условны, поскольку общепринятая терминология все еще в стадии формирования.
 

 

 

Например, все увеличивающиеся объемы корпоративных данных приводят к необходимости поддерживать постоянно растущее хранилище. Причем лучше всего, если оно будет наращиваться автоматически, по мере развития задачи, ровно на столько, на сколько нужно в данный момент. «Облачная» СХД как нельзя лучше справляется с такой задачей. Заказчик, использующий Storage as a Service, получает как бы неограниченный в объемах сетевой жесткий диск, который, к тому же, защищен оператором услуги от сбоев и аварий (в идеальном случае). Одним из вариантов такой услуги является хранение резервной копии данных в облаке — Backup as a Service. Более продвинутой реализацией BaaS является Recovery as a Service.

Такой подход подразумевает не только хранение до востребования резервных копий, но и процедуры их скорейшей интеграции в продуктивную систему предприятия в случае сбоя основного источника данных. На практике RaaS — это целый комплекс процедур и регламентов, обеспечивающих бесперебойную работу ИТ-систем заказчика. Довольно интересным и новым сервисом является «журналирование» действий — Logging as a Service (LaaS). Дело в том, что многие предприятия хотели бы (а некоторые просто законодательно обязаны) фиксировать любые действия, происходящие с важными данными. Все изменения записываются в лог-файлы, которые могут быть довольно объемными. К тому же важность подобных журналов вынуждает делать резервные копии, которые должны быть доступны по первому требованию, например, для независимого аудита или разбора какого- либо инцидента.

Организовать систему журналирования можно самостоятельно, однако в последнее время «облачные» провайдеры предлагают и такой сервис, как LaaS. Кроме того, среди популярных «облачных» сервисов числятся электронная почта и средства защиты каналов связи, виртуальные АТС и даже целые сетевые инфраструктуры на базе VPN, инструменты разработки и тестирования приложений, системы автоматизированного проектирования (САПР). Список постоянно расширяется. Кстати, недавно начали появляться специальные сервисы, предлагающие услуги по удалению данных. За определенную относительно небольшую плату специалисты удалят все упоминания о компании (продуктах, отдельных людях и др.) во всех открытых интернет- источниках — полностью или за определенный период.


Местная специфика

Как было отмечено в начале статьи, «облачный» бизнес в нашей стране развивается весьма успешно. Радует, что уже имеются довольно мощные национальные операторы. Некоторые из них (De Novo, «Воля», «Парковый») используют для предоставления услуг собственные дата-центры, размещенные в Украине. Другие (например, «Туча») размещают вычислительные мощности за границей.

Однако некоторые негативные события, происходящие в последние несколько лет на украинском телекоммуникационном рынке, заставляют еще раз задуматься о целесообразности использования «облачной» модели. Речь идет, например, о грубом вмешательстве сотрудников силовых ведомств в работу коммерческих дата-центров, изъятии вычислительного оборудования и т.д. Такие факты имели место в 2012-м, 2013-м годах. Очередной инцидент произошел уже при новой власти в начале апреля этого года, когда представители СБУ, Генпрокуратуры и Госспецсвязи остановили работу дата-центра «Парковый», который также предоставляет «облачные» услуги. В результате чего пострадали коммерческие пользователи сервисов.

Здесь мы не будем разбираться в юридических нюансах и пытаться выяснить, кто же виноват в такой ситуации. Однако имеем прискорбный факт: любое даже самое надежное «облако» в нашей стране при любой власти может быть отключено без предупреждения. При этом пострадают все имеющиеся клиенты, в том числе невиновные. Здесь не поможет даже высокий уровень отказоустойчивости комплекса (упомянутый «Парковый» имеет сертификат Uptime Institute Tier III). И дело не в злонамеренности тех или иных госструктур. Просто еще не отработан механизм корректного изъятия нужных данных, «размазанных» в «облаке». С физическими носителями проще: вытащил сервер или жесткий диск и получил данные подозреваемой компании. Но как быть с «облаком», как определить, что провайдер действительно отдал всю интересующую информацию о клиенте? Внятного ответа все еще нет, а значит, отключения «облаков» украинских операторов могут повториться.
 

 

 

 

В случае заграничных операторов ситуация может быть аналогичной. Оператора могут обвинить в содействии терроризму, отмывании денег и других грехах, которые совершаются клиентами в его «облаке». Далее последует разбирательство, и не факт, что при этом не пострадают невиновные пользователи. Кроме того, заграничный оператор, равно как и отечественный, может стать банкротом. Как действовать клиентам в этом случае?

С одной стороны, все вышеописанное — это риск. В большей или меньшей степени ему подвержены все клиенты коммерческих «облаков». С другой — такие вызовы надо как-то минимизировать. Лучшим вариантом будет оперативный переход в другое «облако» в случае катастрофических проблем у основного оператора. И здесь возникает вопрос: можно ли вообще осуществить такой проект в короткое время без особого ущерба для бизнес-процессов? Теоретически да. Но длительный поиск удачных примеров миграции «на лету» из одного «облака» в другое ни к чему не привел. В любом случае пользователь сервисов должен отдавать себе отчет в том, насколько риск непредвиденного отключения услуги будет критичным для его бизнеса (это хорошо просчитывают крупные компании, которые не спешат отдавать в «облако» основные бизнес-процессы). Желательно также иметь хотя бы приблизительный план действий по скорейшей миграции в альтернативное «облако» в случае недоступности основной площадки.

 

 

Также нельзя забывать о растущей роли каналов связи. Например, использование BYOD в компаниях часто подразумевает невозможность подключения пользовательских устройств к внешним накопителям по соображениям безопасности. Все данные передаются и принимаются по «внутренним» сетям, в том числе беспроводным. А теперь представим, что программа документооборота в крупной компании предусматривает пересылку отсканированных документов в формате raw, каждый из которых занимает десятки мегабайт. В таком случае очень остро встанет вопрос быстродействия и обмена данными между пользователями и «облаком» оператора. Тем более если, как нам обещают «футурологи», в ближайшем будущем все больше сотрудников компаний будут мобильными, а значит, станут использовать в своей работе общедоступные каналы радиосвязи. В данном случае идеально подошла бы технология LTE. В мире она завоевывает все более прочные позиции, а в нашей стране даже еще не приступили к ее внедрению, что существенно обедняет возможности «облачных» технологий и радикально ограничивает область их применения в условиях отечественного бизнеса.


«Облако» в помощь государству

Общая тенденция (как на мировом, так и на украинском рынке) сегодня такова, что чем меньше компания, тем лучше ей подходят «облачные» технологии. Но и гиганты бизнеса не могут обойтись без них в полной мере. В результате все чаще компании сегмента СМБ полностью переходят на «облачные» ИТ, в то время как крупный корпоративный сектор использует гибридную модель, сочетающую собственную ИТ- инфраструктуру с передачей некоторых функций внешнему сервис-провайдеру

 

 

Конечно, везде есть исключения, которых пока что, в общем, немало, но тенденция прослеживается довольно четко. Отсутствие необходимости капитальных затрат толкает в «облака» и большинство стартапов. В то же время крупным потенциальным потребителем аутсорсинговых услуг может стать государство. В данном случае «облачная» модель очень хорошо вписывается в схему деятельности его структур. Ведь госорганы получают стабильное финансирование из бюджета, и в этом случае расходы, в том числе на ИТ, должны быть предсказуемыми. Конечно, часть данных не может выходить за пределы ведомственных дата-центров, а также внутренних сетей передачи данных, и здесь поможет собственное «облако» (общее для всех госструктур или персонализированное по отдельным ведомствам).

В общем, может использоваться гибридная модель. Положительный опыт такого подхода уже оценили не только США и ЕС, где «облачные» системы широко используются в государственном управлении — программа по переносу государственной ИТ- инфраструктуры в «облако» действует даже в РФ, где разработка проекта проекта стартовала около года назад — в марте 2013-го. Согласно утвержденному плану, в первом квартале 2014 года будет происходить окончательное утверждение модели оказания услуг и выбор поставщиков. Ожидается, что к 2016-му завершится первый этап создания проекта, когда примерно половина стандартных сервисов будет предоставляться государственным учреждениям из общего каталога услуг посредством «облачных» технологий. Окончательный переход к «облачной» модели планируется не ранее 2023 года. То есть на весь проект в масштабах страны отведено десять лет. В теории все выглядит замечательно, однако на практике реализация идеи сразу же столкнулась со множеством юридических и денежных вопросов, начиная с того, кто будет создавать физическую инфраструктуру для государственных «облачных» дата-центров и заканчивая нюансами в расчетах за потребление услуг (как, кому и на каких условиях будут выделяться государственные средства). Ведь как бы там ни было, даже собственное «облако» и каналы связи требуют обслуживания, а соответственно, немалых расходов.

В Украине госорганы пока что не слишком активно осваивают «облачную» модель, хотя для нашей страны она могла бы оказаться весьма полезной при грамотном использовании возможностей. Ведь большинство наших государственных структур нуждаются в модернизации вычислительной техники и ПО для приведения собственных ИТ-систем в соответствие европейским и мировым стандартам. Обновление всего парка компьютеров, серверов, СХД, сетевых устройств выльется в огромную сумму, сопоставимую с бюджетом страны, в то же время постепенный переход на использование «облачных» сервисов позволил бы сократить капитальные расходы. В этом отношении наша страна также могла бы изучить положительный опыт зарубежных внедрений. При этом «облачная» концепция способна в некоторых случаях превратить дотационные структуры в безубыточные или даже прибыльные. Дополнительные официальные платные услуги (скажем, информационные), оказываемые государственными органами при высоком уровне автоматизации процесса, могут иметь чрезвычайно низкую себестоимость и приносить неплохой доход в масштабах страны. Это теория, но хотелось бы верить, что в ближайшее несколько лет она начнет переходить в практическую плоскость...

 

«Облачная» концепция только начинает по-настоящему проникать в сознание представителей деловой среды. Понимание потенциала и реальных возможностей технологии заставляет глубоко задуматься и переосмыслить традиционные подходы к использованию ИТ на всех уровнях бизнеса и даже в среде государственных структур.

Однако главный фактор, который влияет на нормальное развитие «облачного» рынка, — это доверие между экономическими субъектами. Технологическая надежность решения — всего лишь одна составляющая. В первую очередь должны сформироваться и укорениться четкие правила игры (гласные и негласные), обязательные как для коммерческих компаний, так и для представителей государственных органов. Чтобы каждый клиент «облака» пришел к осознанию того, что его данные (если они, конечно, не носят противозаконного характера) не пострадают от неожиданных действий третьей стороны. Причем такие правила должны носить не только юридический, но и общесоциальный характер — стать неким общепризнанным глубинным принципом. Ведь, чужие данные, как и чужая собственность, требуют уважения.
 

 

 


 

 

 

 

Игорь КИРИЛЛОВ,

СиБ 

№ 2 (май) 2014