|ГЛАВНАЯ|   |О ЖУРНАЛЕ|    |ПОДПИСКА|   |ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА|  |КОНТАКТЫ|   |СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА|  |НОВОСТИ|    |ВАКАНСИИ|     |АРХИВ|  |IT-СТРАНСТВИЯ|

№ 2 (75) 2014

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Василий ТКАЧЕНКО

 

 

Уровень развития проводного Интернета в нашей

стране достаточно высокий. С мобильным

по-прежнему все сложно, но надежда

на появление у нас 3G или LTE все же есть.

Проникновение ШПД в Украине соответствует среднемировому уровню, по этому показателю наша страна входит в топ- 30 государств с самыми высокими скоростями интернет-доступа. При этом стоимость услуг — одна из самых низких в мире, что способствует увеличению абонентской базы, но негативно сказывается на доходах провайдеров и, в свою очередь, может тормозить развитие сетей. Еще одним сдерживающим фактором остается неопределенность с выдачей лицензий на 3G.


Проводной доступ: без перемен

С фиксированным ШПД у нас все в порядке. По данным НКРСИ, в 2013 году уровень проникновения ШПД в домохозяйства Украины перевалил за 37%, а количество абонентов достигло 7,19 млн. Интересно, что недавно председатель Комитета Верховной Рады по вопросам информатизации и информационных технологий Валерий Омельченко приводил другие цифры: по его словам, на 1 апреля в стране насчитывалось 6,1 млн. пользователей Интернета (на конец 2013 года их было 5,9 млн.). При этом уровень проникновения Интернета в Киеве на данный момент составляет 66,8 подключений в расчете на сто человек, в Одесской области — 56,7. В других регионах этот показатель колеблется на уровне 5-10 (самая низкая цифра в Ивано-Франковской области — 4,1).

Как бы то ни было, и НКРСИ, и аналитические компании отмечают, что хотя объемы доходов от предоставления услуг интернет-доступа постоянно растут, темпы их роста ежегодно замедляются. Доход на абонента (ARPU), и без того самый низкий даже среди стран бывшего СССР, снижается по причине практически полного освоения «денежного сегмента» (т.е. крупных городов), вследствие чего провайдерам остается расширяться на более бедные территории (так, на прошлогодней конференции Broadband Ukraine «Воля» приводила статистику, согласно которой наибольший потенциал роста для ШПД остается в городах с населением до 100 тыс. человек и в селах). Кроме того, провайдеры увеличивают объем услуг в рамках существующих тарифов и предлагают пакеты услуг по сниженной цене, что тоже снижает прибыль с абонента. Влияет на доходы операторов и уменьшение доли корпоративных подключений, большинство из них ориентируются прежде всего на пользовательский сегмент, а бизнес-абоненты переходят на пользовательские тарифы в целях экономии.

Средний уровень ARPU, по данным консалтинговой компании Е&С, сейчас составляет 64 грн.
 

 

 

Что касается дальнейших перспектив, то в НКРСИ считают, что рынок еще далек от насыщения, о чем свидетельствуют цифры прироста и положительная динамика доходов (в 2013-м они увеличились на 235,5 млн. грн., т.е. на 5% по сравнению с предыдущим годом). E&C в прошлом году отмечала, что проникновение в среднем увеличивается на 2% ежегодно. Со своей стороны, iKS-Consulting констатирует, что темпы роста несколько снизились, а увеличение абонентских баз провайдеров среднего звена происходит уже не столько за счет новых абонентов, сколько благодаря оттоку клиентов у конкурентов. Автор же считает, что большой потенциал представляют абоненты «Укртелекома», которые пользуются устаревшей технологией ADSL — если оператор не предложит своим подписчи¬кам доступ по FTTB, за него это сделают другие.

В этой связи одним из важнейших способов увеличения собственной рыночной доли как для крупных, так и для средних компаний становится скупка региональных операторов. По данным iKS-Consulting, этим занимаются, в частности, «Воля», «Датагруп» и «Фринет». С другой стороны, процессы консолидации рынка, которые шли в последние несколько лет, привели к образованию нескольких групп- монополистов. Так, «Киевстар» в результате объединения с Beeline значительно увеличил абонентскую базу FTTB (а вместе с Golden Telecom оператору достались и бизнес-клиенты). Холдинг «СКМ», уже владевший группой «Вега», в прошлом году заполучил «Укртелеком»; кроме того, ему принадлежат 45% акций в мобильном операторе «Астелит», а также компания «ММДС Украина».

По данным НКРСИ, на конец 2013 года всего услуги интернет-доступа в Украине предоставляли свыше 2350 компаний, причем почти половина абонентской базы приходилась на шесть крупнейших провайдеров. Согласно данным E&C, по состоянию на конец 2013 года тройка лидеров по абонентской базе выглядела так: «Укртелеком» (1 млн. 646,5 тыс.), «Киевстар» (779,9 тыс.), «Воля» (584,2 тыс.), «Триолан» (256,7 тыс.) и «Датагруп» (183,2 тыс.). Эти цифры, конечно, включают в себя и данные по Крыму. При этом ведущие 10 провайдеров совокупно обслуживали немногим более 4 млн. пользователей, из которых 3/4 приходились на долю первых трех. А вот «МТС Украина», запустившая в 2011 году сеть проводного ШПД на территории Киева, в сентябре 2013-го объявила о намерении продать подразделение «Комстар Украина», которое этим направлением занималось, и сосредоточиться на мобильной связи.
 

 

За прошедший год у «Киевстар» рост абонентской базы составил чуть более 150 тыс. (24%) — во многом благодаря снижению на 33% абонплаты в 26 городах Украины. У «Укртелекома» прирост составил 105,6 тыс. (почти 7%), 50 тыс. у «Воли» (9,3%) и 45% у «Триолана» (31,5%).


Гривны и мегабиты

Если говорить о скорости доступа, то украинский пользователь Интернета (проводного!) избалован предложениями отечественных провайдеров — во всяком случае, в городах. Например, по данным ресурса http://www.netindex.com/, средняя скорость ШПД в сторону абонента для украинских домохозяйств составляет 21,1 Мбит/с, от абонента — 18,5 Мбит/с (в целом по миру — со¬ответственно 18,5 и 8,2 Мбит/с). «Воля» в 2013 году приводила другие цифры: 18,8 Мбит/с к абоненту и 9,88 Мбит/с от него.

При этом согласно данным НКРСИ, которая ссылается на исследование сайта Pingtest.net, средняя стоимость интернет-доступа в Украине составляет $0,84 за 1 Мбит/с. Для сравнения: в США этот показатель равен $6,8, в странах
 

 

ЕС — $3,56. Из украинских городов самый дорогой Интернет в Киеве ($1,09 за мегабит), самый дешевый — в Одессе ($0,6).

Тарифные предложения нескольких FTTB- провайдеров (согласно данным на их веб-сайтах) представлены в табл. 1., трех основных ADSL- компаний — в табл. 2, «Воли» (единственного интернет-провайдера, использующего технологию DOCSIS) — в табл. 3. Как видно, стоимость доступа со скоростью 50 Мбит/с составляет 100 грн., 100 Мбит/с колеблется в пределах 100-150 грн. При этом у «Фринет», предоставляющей услуги под маркой «О3», сохраняется деление трафика на внутренний и зарубежный, а доступ — на дневной и ночной (при номинальном предложении 100 Мбит/с стоимость услуги варьируется в зависимости от скорости выхода «в мир» и времени пользования).

Для корректности сравнения выбраны только тарифы с Интернетом, но практически все компании предлагают доступ в пакете с какими-либо другими услугами (табл. 4.). Например, у «Киевстар» есть отдельные тарифные планы с доступом к видеопорталу. «Фринет» предлагает пакеты Интернета с мультимедийным сервисом DIVAN.TV и услугой VoD oll.tv; «Трио- лан» — пакеты телеканалов с возможной арендой IP-медиапроигрывателя; «Датагруп» — как кабельное, так и интернет-телевидение (ОТТ). Что касается беспроводных услуг, то «Триолан» своим абонентам предлагает бесплатный доступ по Wi-Fi через собственные точки общего пользования; у «Укртелекома» услуга доступна для участников программы лояльности.


Светлое мобильное будущее

Нет повести печальнее на свете, чем о родном мобильном Интернете. О ситуации с 3G в Украине «СиБ» писал еще в 2010 году, и уже тогда проблема выглядела вопиющей. Кто бы мог подумать, что за четыре года она не только не решится, но и до последнего момента не будет никаких подвижек в сторону решения. Даже Евро-2012 не улучшило дела.

Ситуация, как известно, проста. Единственная сеть UMTS в Украине принадлежит оператору «ТриМоб» — структуре «Укртелекома». В свое время ей была выдана лицензия вместе с 35 МГц спектра в диапазоне 2,1 МГц, что должно было повысить привлекательность оператора накану¬не приватизации. Но выйти по-настоящему на национальный масштаб ему так и не удалось: услуга по-прежнему недоступна за пределами крупных городов, а абонентская база на данный момент составляет немногим более 1 млн.

 

 

Еще 100 МГц в диапазоне 2,1 ГГц, которые планировалось передать под 3G, принадлежат военным, и Минобороны было готово с ними расстаться за 2,5 млрд. грн. — столько якобы требовалось на закупку оборудования, работающего в других диапазонах. В этих условиях доступной альтернативной остается техно¬логия CDMA EV-DO, которую используют три оператора (см. «Не дождетесь: CDMA-интернет в мире и в Украине», «СиБ» №5, 2013). В результате, по данным http://www.netindex.com/ (с учетом GPRS/ EDGE, конечно), скорости мобильного доступа в Украине плачевно низкие — 0,8 и 0,4 Мбит/c на фоне среднемировых 7,9 и 2,9 Мбит/с. С другой стороны, по статистике Akamai, на третий квартал 2013 года у условного оператора UA-1 (под которым, очевидно, понимается «ТриМоб», средняя скорость скачивания на самом деле была одной из самых высоких в мире — 8,7 Мбит/с (пиковая — 27,4 Мбит/с).

Между тем в ожидании лицензий операторы готовятся к внедрению 3G и LTE, причем эта работа продолжается уже несколько лет. Речь идет как о модернизации базовых станций и установке мультистандартного оборудования, так и о на-ращивании емкости транспортной сети. Например, «Киевстар» в прошлом году потратил на эти цели 1,6 млрд. грн., из которых большая часть пошла на обновление инфраструктуры, замену оборудования БС и расширение каналов связи (в частности, между крупнейшими городами были введены каналы по 100 Гбит/с). Аналогичные работы проводит «МТС Украина» — насколько известно, они должны завершиться к 2015 году.

На волне революционных событий в Киеве было много оптимистичных ожиданий, в том числе и касательно того, что будет, наконец, решен вопрос не только с UMTS-лицензиями для других операторов, но и с LTE: как неоднократно писал «СиБ», Украина остается белым пятном на карте 4G. В начале марта по итогам встречи с мобильными операторами Комитет по вопросам предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики Верховной Рады направил в НКРСИ обращение с предложением ввести технологическую нейтральность, разрешив операторам использовать технологии UMTS и LTE наряду с GSM в диапазонах 900 и 1800 МГц, а также установить стоимость лицензии на предоставление соответствующих услуг в размере 38 млн. грн. на регион. В этом случае, отмечали операторы, государство сможет получить в виде оплаты за лицензии более

1 млрд. грн. с каждой компании. Проект соответствующего постановления Кабинета Министров Украины был подготовлен ГСТЗИ; согласно пояснительной записке, прямые инвестиции в отрасль в первые два-три года могут составить по меньшей мере 3 млрд. грн.

Интересно, что в апреле этого года Юлия Тимошенко обратилась с письменной просьбой поспособствовать скорейшему внедрению в Украине 3G/4G к премьер-министру Арсению Яценюку. Напомним, что в свое время ее правительство пыталось провести конверсию за счет средств, вырученных от продажи лицензий.
В ответ на обращение НКРСИ образовала рабочую группу, первое заседание которой прошло 18 марта. На нем обсуждался вопрос определения минимально необходимого частотного ресурса для работы служб GSM при введении технологий следующего поколения, и было принято решение использовать уменьшенные частотные разнесения между ка-налами GSM и UMTS.

Проблема с технологической нейтральностью, очевидно, состоит в том, что сейчас введение LTE на частотах 900/1800 МГЦ выгодно «Киевстар», которому после объединения с «Билайн» принадлежит большая часть спектра в обоих диапазонах, а потому он может безболезненно запустить услугу ШПД без ущерба для GSM. У двух других игроков с этим будут трудности: по данным Украинского государственного центра радиочастот (УГЦР), «МТС Украина» на доступных частотах сможет лишь частично внедрить новые поколения мобильной связи, а у «Астелит» доступного ресурса еще меньше. В апреле «Киевстар» обратился к коллегам- конкурентам с предложением провести перераспределение частот в диапазонах 900 и 1800 МГц во всех областях Украины с целью создания непрерывных полос. Компания аргументировала, что это можно сделать в рамках Закона Украины «О радиочастотном ресурсе Украины», которым допускается переоформление лицензий на пользование РЧР на основании совместного заявления хозяйствующих субъектов.

Как видно из табл. 5, все три компании владеют частотами в диапазонах 890-960 МГц и 1700-2200 МГц. Однако на самом деле выделенный под GSM спектр не является непрерывным, а представляет собой чересполосицу частот, находящихся в собственности у разных компаний, и в приложении к письму «Киевстар» предложил карту рефарминга.

Насколько известно, «Астелит» принципиально согласился с идеей, хотя и выдвинул встречное предложение относительно деталей перераспределения. Судя по таблицам (их можно найти в Интернете), предлагается делить более-менее по- братски (в диапазоне 1800 МГц вообще аккуратно на три равные части). В «МТС Украина», однако, считают, что техноло¬гическая нейтральность в нынешних условиях создаст монополиста (не указывая пальцем), и выступают за эволюционный путь (сначала развертывание UMTS в диапазоне 2,1 ГГц). Олег Проживальский, директор по корпоративному управлению и контролю качества «МТС-Украина», считает, что LTE лучше использовать после того, как трафик перейдет в UMTS и частоты 900/1800 МГЦ разгрузятся. Теоретически эта позиция тоже имеет под собой основания, хотя бы по причине возможных проблем с терминалами: хотя экосистема оконечного оборудования LTE уже достаточно развита, в Украине смартфонов с поддержкой UMTS намного больше. Также о целесообразности эволюционного развития говорили гостившие в разное в Киеве время мировые эксперты.

С другой стороны, вполне возможно, что и проблемы как таковой не существует. Во время круглого стола, проведенного 2 апреля газетой «Капитал», начальник УГЦР Павел Слободянюк сообщил: если будет указка сверху, специалисты Центра готовы за несколько месяцев определить пул частот, пригодных для проведения конкурса на выдачу частот для 3G. Если это действительно так, конверсия в принципе не столь уж необходима, но появляется поле для теорий заговора относительно того, кому проволочки больше выгодны.

В мае история приняла новый оборот: и.о. президента А. Турчинов отправил в отставку практически всех членов НКРЗИ во главе с ее главой П. Яцуком, на место которого был назначен А. Семенченко. Уже на заседании 27 числа Комиссия приняла за основу проект постановления Кабмина, которым предлагается внести изменения в порядок освобождения частот похоже, сначала будет все-таки конверсия, а не рефарминг. Согласно проекту, на переходный период разрешается выдача лицензий при условии совместного использования РЧР общими и специальными пользователями (в данном случае Минобороны). Вместо «дополнительных внебюджетных средств», которые планируется привлечь, появился термин «средства инициаторов конверсии» (то есть операторов). Предложения к проекту постановления принимаются до 27 июня.

В истории о 3G/4G есть еще такая грань. В прошлые годы позиция Минобороны вызывала справедливое возмущение, поскольку военное ведомство сидело на нужных операторам частотах как собака на сене, но теперь ситуация уже не столь однозначна. В условиях, когда в стране фактически идет война и граждане SMS-ками собирают деньги для военных, насколько будет правильно отказывать армии в возможности что-то выручить за частоты (пускай даже не ту явно завышенную сумму, которую они хотят)? Тем более что из числа главных бенефициаров двое («МТС Украина» и «Киевстар») принадлежат российским структурам. Пусть раскошелятся.
 

 

 


 

 

 

 

Василий ТКАЧЕНКО,

СиБ 

№ 2 (май) 2014