|ГЛАВНАЯ|   |О ЖУРНАЛЕ|    |ПОДПИСКА|   |ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА|  |КОНТАКТЫ|   |СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА|  |НОВОСТИ|    |ВАКАНСИИ|     |АРХИВ|  |IT-СТРАНСТВИЯ|

2 (63) 2012

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Виктор Борисович, с какими проблемами сегодня сталкиваются операторы телекоммуникаций при строительстве оптических сетей доступа?

— Целый ряд операторов в Украине строят и уже построили сети по схеме «волокно до здания» FТТВ), но сейчас между ними началась конкуренция за имеющуюся в доме инфраструктуру. Они доводят волокно до здания разными методами — как правило, это подвес оптического кабеля через чердачные помещения, что, в определенной мере, представляет опасность. Кабель, который подвешен достаточно высоко между чердачными помещениями зданий, непрерывно испытывает ветровую и другие механические нагрузки и при сильных порывах ветра может оборваться. Причем рвется, как правило, не сам кабель — это высокопрочное изделие, которое имеет грузонесущий стальной или стеклопластиковый тросик, вмонтированный в конструкцию, а устройство крепления, которое может упасть вместе с кабелем вниз. В частности, несколько обрывов кабеля, приведших к несчастным случаям, было в Москве, Екатеринбурге и других городах России. Поэтому такие решения не приветствуются в целом ряде крупных городов, и прокладывать кабели желательно в кабельной канализации. Однако существует проблема прокладки оптического кабеля в здании, поскольку ЖЭКи и ОСББ хотят получать от операторов связи плату за ввод кабеля, которая, естественно, частично будет переложена на абонентов.

Сейчас вышло очень своевременное поручение Президента Украины от 21 марта 2012 года «Щодо запровадження новітніх технологій у сфері телекомунікацій, які відповідають міжнародним стандартам, забезпечення права вільного доступу громадян до мережі Інтернет» о том, чтобы упростить доступ к Интернету для украинских пользователей, и во исполнение этого решения государственными органами ведутся работы по подготовке нормативных документов — технических требований к домовым распределительным телекоммуникационным сетям, в том числе волоконно-оптическим.
Создается регуляторный документ «Правила доступу операторів, провайдерів телекомунікацій до будинків, споруд для будівництва, реконструкції та експлуатації будинкових розподільних мереж», который определяет условия доступа операторов и провайдеров телекоммуникаций к домам и сооружениям для строительства, реконструкции и эксплуатации домовых телекоммуникационных сетей (ДТС) с целью более эффективного предоставления телекоммуникационных услуг пользователям.

Эти Правила призваны регулировать отношения между операторами, провайдерами телекоммуникаций и владельцами домов и сооружений, а также устанавливать порядок выполнения работ по строительству и реконструкции ДТС, регламентировать использование инфраструктуры линейно-кабельных сооружений внутри зданий в случае многооператорской деятельности.

Институт «Гипросвязь» разрабатывает новые Ведомственные строительные нормы, касающиеся ЛКС (в том числе на основе волоконных световодов) внутри зданий.

— Сейчас в Украине большинство провайдеров, которые строят сети оптического доступа, используют схему FTTB. Когда волокно начнет «заходить» в квартиру?

— Технология FTTB имела свой взлет и была экономически наиболее эффективной буквально один-два года назад. В 2012 году, наверное, технико-экономическое обоснование покажет, что нужно использовать сети оптического доступа FTTH, ведь цены на пользовательское оборудование доступа (CPE) с оптическим входом уже существенно снизились, а стоимость оптического кабеля за последние пять лет уменьшилась примерно на 30%, появились новые, эффективные для прокладки внутри зданий конструкции оптических кабелей. Достоинством таких сетей по сравнению с FTTB является то, что не нужно размещать в зданиях активное оборудование, благодаря чему сокращаются операционные затраты на обслуживание сети и повышается ее надежность, при этом клиент получает канал физического уровня, позволяющий передавать данные со скоростью сотни Мбит/с и более. Прогнозы, сделанные многими аналитическими агентствами, и политика развития электросвязи, которую формирует Международный союз электросвязи (МСЭ), рекомендуют переходить на полностью оптические сети доступа FTTH.

С другой стороны, на сегодняшний день широкого спроса на такие высокие скорости доступа, как, например, 100-500 Мбит/с, практически нет. В Европе большинство абонентов покупают доступ в Интернет со скоростью 2 Мбит/с, реже до 8-16 Мбит/с. При этом нужно учитывать, что если в США абоненты платят за услуги связи более $100 в месяц, а в France Telecom минимальный пакет Triple Play стоит около 19 евро, то у нас в стране абонентская плата существенно ниже. Острая конкуренция на рынке связи Украины, невысокая реальная платежеспособность клиентов приводят к тому, что сегодня $10 в месяц для оператора является хорошим ARPU. Поэтому у нас достаточно высокий срок окупаемости строительства новых сетей доступа, и инвестировать в новые оптические сети значительные финансовые средства в таких условиях непросто.
 

— Каким видят путь развития сетей доступа и перехода на FTTH в «Укртелекоме»?

— Путь развития всех операторов, как правило, эволюционный, потому что переход на оптику
— это реконструкция сети, требующая достаточно больших инвестиций. Ни одна телекоммуникационная компания, которая владела развитой традиционной медно-кабельной сетью, еще не позволила себе быстро отказаться от существующих медных линий связи и заменить их оптическими. Операторы работают с оглядкой на прибыльность. Если рынок не требует скорости передачи более 10-20 Мбит/с, они развивают гибридные сети, используя на последних сотнях и десятках метров старые медные кабели — особенно там, где при переходе на цифровые системы коммутации была проложена витая пара. Такие кабели могут передавать информацию с достаточно высокой скоростью — например, до 16 Мбит/с — для кабелей 3 категории, поэтому есть смысл, как промежуточный вариант, использовать гибридные сети доступа, т.е. провести волокно до шкафа, в котором разместить активное оборудование, а сам шкаф как можно ближе разместить к концентрированно расположенной группе абонентов, и далее использовать уже существующую медно-кабельную инфраструктуру. Медные и гибридные сети доступа будут существовать еще достаточно долго, пока они удовлетворяют потребностям клиентов.

Сегодня у «Укртелекома» более 1,4 млн. клиентов пользуются услугами доступа к Интернету на основе технологии ADSL2+. Если возникнет спрос на доступ со скоростью более чем 20 Мбит/с, здесь уже медные линии не смогут справляться, и мы начнем более широко применять гибридные и полностью волоконно-оптические сети, обеспечивая необходимую скорость доступа.

 

— Есть ли смысл в Украине на этом промежуточном этапе использовать VDSL2?

— VDSL2 — очень хорошая технология, позволяющая обеспечить скорость доступа до 50 Мбит/с. Однако она предъявляет достаточно жесткие требования к медно-кабельной инфраструктуре. А медные кабели на сети «Укртелекома» и вообще Украины
— это преимущественно кабели типа ТПП, часто проложенные еще при советской власти, по ним передать информационные потоки со скоростью 50 Мбит/с на требуемые для сетей доступа расстояния крайне затруднительно. Поэтому технология VDSL на сетях связи стран СНГ имеет достаточно ограниченное применение, и только там, где есть кабели парной скрутки третьей-пятой категорий. В целом ту скорость доступа, которую может обеспечить кабель ТПП и которая сегодня преимущественно требуется украинскому телекоммуникационному рынку, можно предложить с помощью технологии ADSL2+. Кроме того, внедрение VDSL2 требует дополнительного финансирования — нужно вкладывать существенные инвестиции в поддержание соответствующего технического состояния медно-кабельной инфраструктуры. Скорее имеет смысл инвестировать в строительство новой оптической сети связи, которая обеспечит скорость доступа гораздо выше, чем позволяют технические возможности VDSL, и будет позволять наращивать скорость доступа до многих Гбит/с.

 

— Какая архитектура оптических сетей доступа — Point-to-Point или PON — более перспективна для Украины?

— У обеих технологий есть как сильные, так и слабые стороны. Конечно, Point-to-Point имеет целый ряд принципиальных преимуществ. К каждому клиенту подводится отдельное волокно, создается физический канал, по которому длительное время (а срок жизни оптического кабеля 25-30 лет и больше) можно будет передавать информацию с высокой скоростью без дополнительных инвестиций в линейные сооружения. Но это и самый дорогой вариант, он требует большого расхода волокон, а самое главное — для каждого клиента нужно выделить отдельный активный порт.

В случае GPON цена клиентского порта по сравнению с Point-to-Point существенно снижается — раза в два или даже больше. Это достигается за счет того, что один SFP-модуль (активный порт сети доступа) обслуживает уже не одного, а, например, до 64 клиен¬тов. На сегодняшний день GPON является массовой технологией, которая наиболее широко используется в мировой практике для построения оптических сетей доступа. GPON имеет свои недостатки, но основные факторы ее продвижения — более низкая цена в расчете на клиентский порт, а также снижение капитальных и операционных расходов, поскольку активное оборудование присутствует только на площадке доступа и у клиента. Кроме того, имеются Рекомендации МСЭ для выделения оптических диапазонов, которые позволят на одном волокне использовать PON нескольких поколений. Например, GPON и 10GPON, а в перспективе WDM PON.

 

— Какую архитектуру рекомендует МСЭ и какой путь выберет «Укртелеком» для развития своей сети доступа?

— Исследовательская комиссия №15 МСЭ считает, что технология Point-to-Point является оптимальной для бизнес-клиентов, готовых оплачивать введение выделенных линий (прежде всего банки, промышленные организации и другие компании, для которых важны скрытность связи, затруднение несанкционированного доступа и высокая скорость доступа). Для массового клиента мы рекомендуем GPON как наиболее эффективную и дешевую на сегодняшний день технологию. При этом между двумя архитектурами нет какойто «китайской стены». На стойке активного оборудования можно поставить плату GPON и рядом плату Point-to-Point. В одном и том же кабеле могут быть волокна, на которых работают разные технологии. Если, например, на первом этаже дома есть банк или офис, желающий сделать подключение по технологии Point-to-Point, к нему будет протянуто отдельное волокно. А для жильцов внутри этого же дома можно по другим волокнам того же кабеля организовать подключение по технологии GPON.

Философия «Укртелекома» также заключается в сочетании этих двух технологий. Для бизнес-клиентов, которым нужны скорости 100, 200, 500 Мбит/с, в перспективе 1 Гбит/с или выше, мы будем строить линии по архитектуре Point-to-Point. Массовым клиентам, возможно, будем предлагать GPON.

 

— Когда услуги оптического доступа будут предложены абонентам «Укртелекома»?

— Мы уже построили ряд пилотных проектов по технологиям FTTx, на которых отрабатываем технические вопросы и маркетинговую политику. Пилотные проекты сетей GPON будут запущены в текущем году, они сейчас на стадии воплощения, и я надеюсь, что со следующего года начнется массовое внедрение волоконно-оптических сетей доступа. Вообще, в нашей стране, надеюсь, прокладка новых сетей доступа в новостройках будет осуществляться только оптикой
— медный кабель мы уже использовать не будем, тем более, морально устаревший ТПП. Масштабное же массовое внедрение оптических сетей доступа будет происходить по мере необходимости: пока спрос остается на уровне 2-8 Мбит/с, существенной экономической целесообразности в них нет.

При этом нужно отдавать себе отчет, что скорость 100 Мбит/с, которую сейчас предлагают многие провайдеры, пока что широкого практического применения не имеет. Этот показатель характеризует канал от абонента до ближайшего сервера. Если в ЦОД провайдера хранится большой объем информации, то можно получить доступ с высокой скоростью к играм, фильмам и т.д., но, как правило, информации на таких ресурсах недостаточно. Если же абонент пожелает выйти на сторонние ресурсы, расположенные, например, в США или Европе, скорость доступа резко упадет и будет измеряться, скорее всего, даже не в Мбит/с, а в сотнях кбит/с, хотя при этом провайдер будет брать плату за доступ со скоростью 100 Мбит/с. Поэтому должен появиться контент и условия, при которых будут востребованы высокие скорости доступа.

 

— Как будут развиваться технологии оптического доступа? Над какими стандартами для оптических сетей связи сейчас работает МСЭ?

— Вопросам построения оптических сетей связи посвящен целый ряд Рекомендаций упомянутой организации. Была выпущена серия G.983 (BPON), G.984 (GPON) и G.987 (XG-PON). Повидимому, вскоре начнется разработка стандартов по 40G-PON, и я думаю, что в обозримом будущем появится и 100G-PON для сетей доступа. В стадии подготовки стандарт по WDM-PON. Имеются стандарты для построения оптических сетей доступа по архитектуре P2P для скоростей доступа 100 Мбит/с и 1 Гбит/с (G.985, G.986). Относительно недавно утверждены новые Рекоменда¬ции L.86, L.90, посвященные построению линейных сооружений волоконно-оптических сетей доступа.

Сейчас мы пересматриваем требования к целому ряду стандартов по волоконным световодам. В частности, внутри помещений нужен кабель с малым радиусом изгиба (менее 10-15 мм). Сегодня для этой цели мы используем волокна, соответствующие Рекомендации ITU G.657A они полностью совместимы с волокнами G.652D, которые используются при прокладке кабелей к зданиям и отличаются только профилем показателя преломления, поэтому при сварке потери очень малы. Недавно на заседании рабочей группы ИК-15
МСЭ-Т рассматривался целый ряд предложений по модернизации и дальнейшему развитию требований к волоконным световодам, соответствующим G.657A, поскольку у разных производителей появляются новые эффективные типы волокон с малым радиусом изгиба. Сегодня в Рекомендации G.657 есть классификации, соответствующие двум буквам А и В, возможно, появится и третья буква, соответствующая новой классификации.

В 2012 году в МСЭ заканчивается очередной четырехлетний исследовательский период. В частности, ИК-15 с 10 по 21 сентября соберется в Женеве на свое последнее заседание, чтобы утвердить подготовленные проекты стандартов и разработать план работы на сле¬дующие четыре года. В планы на будущее входит стандартизация оптических сетей доступа, прежде всего по архитектуре FTTH, новые стандарты серий XG-PON, для волокон и кабелей, способов их прокладки и монтажа, технической эксплуатации волоконно-оптических сетей связи, ведь с появлением тысяч оптических портов нужно создавать интеллектуальные системы коммутации на кроссе. Будут продолжать стандартизоваться системы передачи 40GE и 100GE; надеюсь, появится стандарт для систем передачи со скоростью 400 Гбит/с. Продолжится развитие протоколов транспортных сетей связи, таких как IP/MPLS.

 

 


 

 

 

 

 

Василий ТКАЧЕНКО,

СиБ 

2 (май) 2012