|
|
|||
|
ЦОД в аренду
В настоящее время для всех без исключения предприятий вопрос рационального использования финансовых ресурсов выходит на первый план. Поэтому тема аренды и аутсорсинга актуальна, как никогда ранее. Это касается и сегмента дата-центров.
Cобытия последних лет, произошедшие в мировой и национальной экономике, спровоцировали моду на жесткую экономию во всем. Фраза «есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть» в глобальном смысле теперь возведена в один из основных принципов хозяйствования во многих сферах бизнеса. Несмотря на участившиеся заявления аналитических агентств о том, что мировая экономика выходит из кризиса, бизнес, особенно в Украине, судя по всему, еще остается там. ИТ-бюджеты никогда не отличались особой щедростью, но теперь их не только постоянно урезают, но еще и зачастую превращают в некую виртуальную величину. Никакие аргументы, предоставляемые руководству предприятий со стороны ИТ-служб, о необходимости модернизации инфраструктуры повсеместно не принимаются в расчет. Когда денег не хватает на поддержку базовых бизнес-процессов, об ИТ вспоминают в последнюю очередь. В то же время жить бизнесу как-то надо, а без ИТ «жизнь» на современном рынке немыслима. И хотя актив непрофильный, обойтись без него уже нельзя. Похоже на ситуацию с мобильной связью. Ведь даже сейчас найдется довольно много людей, которые пользуются мобильным телефоном как навязанной услугой. Бизнес развивался и в «домобильную эру», но тогда и все коммуникации между людьми строились по иным принципам. Сейчас же забрать мобильный у делового человека — означает оставить его без работы. Но причем здесь, в статье, посвященной дата-центрам, отступление о мобильной связи? Все просто — на примере этой аналогии можно продемонстрировать истинные потребности бизнеса. Пользуясь телефоном, сотрудники компании получают услугу — именно то, что им нужно. Никто не задумывается о том, какие протоколы и оборудование использованы у оператора, люди просто звонят и разговаривают. Заметьте, науке не известны случаи, когда абонент менял оператора из-за того, к примеру, что в его сети используются базовые станции того или иного производителя, зато эпизодов перехода по причине плохого качества связи — сколько угодно.
То же и в дата-центрах. На данном этапе развития в идеальном случае бизнес должен получать все как услугу. В сфере ИТ — это в том числе концепция SaaS (Software as a Service, «Приложение как услуга»). И в экономически развитых странах мы можем наблюдать тенденцию развития в этом направлении — все больше компаний переходят к такой модели. В Украине о SaaS как о свершившемся факте говорить пока преждевременно. Но это ближайшая перспектива. В то же время получение различных услуг от сторонних компаний (т.н. аутсорсинг) становится все более популярным в отдельных сферах деятельности. В частности, в сфере построения инженерной инфраструктуры ЦОД.
Цодостереотипы Идея переноса собственного оборудования на арендованные площадки не нова даже для Украины; «хостинг» и «колокейшн» широко используются в нашей стране, наверное, с начала нового тысячелетия. Но существующие площадки рассчитаны на массового, нетребовательного заказчика, и такая концепция не подходит для крупных корпоративных структур. Поэтому в 2006-2008 годах начался бум строительства собственных, корпоративных ЦОД, спровоцированный, с одной стороны, требованиями к управлению рисками бизнеса (именно на этот период приходится бум покупок отечественных компаний западными), а с другой — изменившимися потребностями серверного оборудования к среде своего обитания. Тогда же стали в массовом порядке обращать внимание на такие термины, как «уровень ЦОД» (Tier), TIA-942 и т.д. Оказалось, что достаточно надежных площадок, располагающих комплексной инженерной инфраструктурой ЦОД корпоративного класса, например Tier III, в Украине просто не существует. Поэтому единственным вариантом оставалось строительство собственного комплекса, что для многих явилось непосильной задачей. Несколько лет корпоративного заказчика убеждали в том, что собственный дата-центр — это единственный вариант, в результате сформировались некоторые стереотипы, препятствующие формированию объективного взгляда на арендованный ЦОД. Тем не менее сегодня можно взять в аренду не только отдельные места в стойках или серверные шкафы в коммерческих дата-центрах (которые было бы более правильно назвать хостинг-центрами), но и уже готовый ЦОД, отвечающий высоким требованиям надежности и отказоустойчивости, вплоть до Tier III. Именно о таких решениях для требовательного корпоративного заказчика и пойдет речь.
Кто платит однажды, а кто дважды Начать стоит с анализа затрат, которые, как известно, бывают капитальными (Capital Expenditure, CAPEX) и операционными (Opeational Expenditure, OPEX). В случае аренды заказчик сталкивается только с OPEX в виде регулярных, и главное — прогнозируемых платежей. Предсказуемость денежных потоков и понимание того, сколько денег реально тратится на содержание ИТ, является существенным положительным фактором для бизнеса. В то же время при строительстве собственного дата-центра компания вначале должна потратить от сотен тысяч до нескольких миллионов долларов на его создание. При этом в арендованный ЦОД оборудование можно поставить «уже сегодня», в то время как создание собственного комплекса затянется минимум на год-полтора. Кроме того, результат собственного проекта предсказать сложно. Всегда есть риск построить не оптимально и не то, что планировалось вначале, а то и вообще не достроить по причине, скажем, прекращения финансирования или срабатывания практически неуправляемых рисков, связанных с разрешительными процедурами. К тому же большие капитальные затраты должны быть оправданы временем существования компании. ЦОД не окупит себя раньше, чем через пять-семь лет, соответственно, все это время компания должна расти и развиваться. Корпоративный комплекс всегда строится с запасом, рассчитанным на перспективу развития, но, как показывает практика, такого развития может и не произойти, например, по причине экономического кризиса (мирового, регионального, отраслевого, локального). Как ни странно, стагнация рынка является не единственной причиной уменьшения потребностей, свою лепту вносят и технологии. Типичным примером является ставшая очень популярной виртуализация. Этот подход позволяет использовать для решения тех же задач бизнеса в три-шесть раз меньше физического оборудования. Причем не в относительном выражении, когда с помощью новых серверов можно решить больше старых задач (а такой потребности может и не быть), а в абсолютном — задачи те же, но оборудования меньше, зато работает оно более интенсивно и эффективно. В результате такого технологического прорыва существующий ЦОД может оказаться существенно недозагруженным, притом, что деньги в инженерную инфраструктуру уже вложены и «возврату не подлежат». Зато в арендованном центре можно получать ресурсы (или же отказываться от них) по мере необходимости, практически сводя на нет негативные эффекты ошибок прогнозирования. Иногда встречается мнение, что собственный ЦОД повышает стоимость компании в глазах потенциальных инвесторов. На самом деле это не так — любые непрофильные активы капитализацию (выраженную в деньгах веру в будущие прибыли бизнеса) снижают. И причина этого вполне очевидна — непрофильный актив не является источником создания добавленной стоимости. Источником данного заблуждения является массовое строительство корпоративных ЦОД в период бума покупок отечественных банков западными. Но реальной причиной желания построить ЦОД являлось не увеличение капитализации, а выполнения требований инвесторов к управлению рисками бизнеса, значительную долю которых в случае банков составляют риски связанные с ИТ.
Расход, еще расход! С операционными расходами тоже не все однозначно. Вместо заранее оговоренной арендной платы в коммерческом дата-центре владелец собственного ЦОД должен регулярно выделять средства на эксплуатацию, не говоря уже о развитии, материальной части инженерной инфраструктуры и на оплату потребляемой электроэнергии. Но если эти аспекты где-то равнозначны — так или иначе, а платить надо, то вот с обслуживающим персоналом могут возникать сложности. Дело в том, что ЦОД — это сложный комплекс, состоящий из множества согласованных подсистем, каждая из которых требует специалиста определенного профиля. Не факт, например, что эксперт по серверам или СХД сможет разобраться в системе кондиционирования. Однако в отечественных компаниях утвердился стойкий стереотип, что все аспекты дата-центра являются прерогативой ИТ-службы. Но если посмотреть на вещи непредвзято, то общего у ИТ-оборудования и основных компонентов ЦОД — систем охлаждения, ИБП, дизельных генераторов, пожаротушения, контроля доступа, видеонаблюдения — лишь то, что они «тоже имеют отношение к электричеству».
_____________________________________________________ Общее у ИТ-оборудования и основных компонентов ЦОД — систем охлаждения, ИБП, дизельных генераторов, пожаротушения, контроля доступа, видеонаблюдения — лишь то, что они «тоже имеют отношение к электричеству». ______________________________________________________
Однако же и держать у себя штат узких специалистов в подавляющем большинстве случаев невыгодно. Поэтому вместо этого заключаются дополнительные (расширенные) сервисные контракты на обслуживание с производителями или их украинскими партнерами. Как следствие, приходится иметь дело со множеством организаций, каждая из которых требует денег за свои услуги и вносит определенный элемент энтропии в общую систему. Арендованный ЦОД также требует регулярного вложения средств на развитие, а его инфраструктура может обслуживаться сторонними организациями, но заказчик, разместивший там оборудование, этих вопросов не касается, поскольку у него есть один договор и одна «точка входа» в виде оператора услуги.
Спрос — по всей строгости Очень важным аспектом в любом бизнесе является разграничение ответственности. Но обладателю собственного ЦОД не с кого требовать компенсацию за аварийные события. Простой информационной системы, скажем, в крупном банке обходится очень дорого. И даже если удастся найти однозначного виновника из числа собственных сотрудников, его можно максимум уволить, заменить новым, но даже часть убытков это не компенсирует. Напротив, договариваясь обаренде дата-центра, можно не только заключить договор о надлежащем уровне обслуживания (Service Level Agreement, SLA), но и договориться о штрафных санкциях в случае аварии, произошедшей по вине провайдера услуги. Конечно, полностью угрозу аварии это не устранит (даже самолеты иногда падают), но хотя бы частично компенсирует прямые убытки и, что не менее важно, будет являться мощным стимулом для провайдера минимизировать вероятность аварийных ситуаций. Кстати, стоит отметить такой момент. Если оператор предлагает максимальную компенсацию в пределах месячной стоимости аренды площадки, это должно насторожить потенциального заказчика, поскольку в таком случае арендодателю может быть выгоднее пойти на риск и в худшем случае выплатить штраф одному из своих клиентов, чем инвестировать в безаварийную работу инфраструктуры. Что же касается компенсации непрямых убытков (упущенной прибыли и репутационного ущерба), то принятой в мире практикой является страхование. Но в нашей стране ввиду отсутствия достаточного количества статистической информации такой вид страховки почти не осуществляется, либо же стоимость полиса будет очень высокой. Согласно опубликованным данным различных аналитических агентств, в экономически развитых странах Европы и Северной Америки до 80% ЦОД, используемых предприятиями, взяты в аренду. В России этот показатель составляет около 20%. Украина в этом отношении существенно отстает, ее показатели незначительны. В то же время очевидно, что наша страна имеет большой потенциал в данной сфере. Как бы то ни было, но мы интегрированы в мировую экономику, следовательно, все зарубежные тенденции, хорошие ли, плохие ли, с большей или меньшей силой проявятся и в Украине. Так было, например, с виртуализацией, так было и с самой концепцией ЦОД. По наиболее реалистическим оценкам, доля арендованных ЦОД для корпоративного сектора в нашей стране значительно вырастет в ближайшие два-три года, достигнув 10-20%. Наиболее активно данным видом услуг будут пользоваться банки, а в дальнейшем, по мере развития услуг класса «Приложение как Сервис», компании всего диапазона SMB. В то же время крупные ИТ-зависимые организации, такие, как, например, операторы связи национального масштаба, даже в отдаленном будущем не откажутся от собственных ЦОД, поскольку сама природа их деятельности предполагает наличие большого штата собственных специалистов, а услуги ЦОД они потребляют в таком количестве, что здесь на полную мощность работает эффект «экономики масштаба», что делает владение собственным дата-центром вполне оправданным.
Геннадий КАРПОВ, директор по технологиям ООО «Де Ново»
Есть мнения
|
|