|
|
|
|
Компания Hewlett-Packard (доход в 2009 г. — $115 млрд., чистая прибыль — $7,7 млрд.) 13 апреля 2010 года объявила о завершении процесса приобретения (общая сумма сделки — $2,7 млрд.) корпорации 3Com (доход в 2009 г. — $1,32 млрд., чистая прибыль — $114 млн.). Нужно отметить, что хотя доходы от продаж у 3Com в течение трех предыдущих лет ежегодно составляли около $1,3 млрд., из «красного сальдо» ей удалось выйти только в 2009 году. Красноречиво о состоянии 3Com на момент продажи говорят агрегированные данные за четыре последних года: доход составил более $4 млрд., а убытки — $613,8 млн. Несмотря на наличие у 3Com интересных линеек оборудования для сегмента SMB, ценность для HP представляет, собственно говоря, не так сама компания 3Com с сетевыми продуктами среднего и нижнего ценового сегмента, как принадлежащие ей компании H3C и TippingPoint, о которых речь пойдет дальше. Чем же руководствовался совет директоров HP, дав в ноябре 2009 года «зеленый свет» окончательной сделке по приобретению 3Com? Основные движущие факторы такого решения, на наш взгляд, следующие. 1. Объединение сетевых решений НР и 3Com позволит предлагать сетевую инфраструктуру, способную удовлетворить потребности клиентов от самой границы сети и до ее сердца, в котором находится такой важный орган, как ЦОД. 2. Расширение предложения сетевых решений существенно усилит позицию НР в Китае, где 3Com в настоящее время владеет 30% рынка сетевых коммутаторов. Отметим также, что более половины консолидированного дохода 3Com получала в Китае. 3. Выход на рынок массовых продаж, где в свое время 3Com была достаточно сильным игроком.
Китайское эхо Итак, китайский соблазн налицо. Дешевая рабочая сила, высокий творческий потенциал и стабильность, базирующаяся на жестких политических установках, подтолкнули, вероятно, Hewlett Packard, как это произошло ранее с 3Com, к движению на восток. Известно, что продуктовая линейка H3C досталась 3Com в наследство от совместного предприятия Huawei-3Com. Если вспомнить историю, то совместное предприятие было организовано в ноябре 2003 года. Интерес 3Com состоял в линейке маршрутизаторов, которых у компании на тот момент уже не было, а также в коммутаторах уровня ядра. Поэтому было организовано предприятие с Huawei, у которого были свои наработки в этой области. Вначале компания H3C Technologies была совместным предприятием 3Com (доля 51%) и Huawei Technologies (доля 49%). Но в 2007 году 3Com выкупила долю китайского компаньона в СП за $882 млн. Говорят, что одна из причин состояла в том, чтобы убрать «неудобные моменты», связанные с выходом на рынок этого же оборудования под брендом Huawei и конкуренцией с ним же. С другой стороны, это позитивно отразилось на стоимости акций самой 3Com. А ситуация была достаточно интересной. Эксперты утверждают, что заводы НЗС выпускали оборудование под различными торговыми марками. Одни линейки шли под маркой 3Com. Точно такое же оборудование выпускалось под маркой НЗС, и, конечно же, на рынке было представлено оборудование под брендом Huawei, которое было трудно отличить от двух предыдущих. Говорят, что в Москве был момент, когда на рынке работали три представительства (3Com, НЗС и Huawei), которые предлагали оборудование, сошедшее с одного конвейера, но на них было написано 3Com, НЗС и Huawei. Из этого всего можно предположить, что были какие-то моменты, которые 3Com не учла, организовывая совместное предприятие. Решение данного вопроса оказалось кардинальным и состояло в том, чтобы выкупить это предприятие полностью. Так или иначе, но, выкупив СП, 3Com получила в свое распоряжение невероятное количество разнообразных линеек оборудования, предназначенного не только для SMB-сегмента, но и для уровня ядра сети и центров обработки данных. НЗС успешно выпускает также оборудование широкой номенклатуры и для внутреннего китайского рынка. В настоящее время НЗС производит мощные высокоскоростные коммутаторы (НЗС S12500 Series Data Center Switches), маршрутизаторы (НЗС SR8800 и SR6600 Series Core Routers), решения для беспроводного доступа (НЗС Wireless), управления сетями (НЗС Intelligent Managernent Center) и сетевой защиты (НЗС SecPath). Ее доход в 2008 году составил $1,47 млрд.
Защита — залог успеха Приобретя 3Com, НР сделала также серьезный шаг в направлении сетевой защиты. Вошедшая в 2005 году в состав 3Com компания TippingPoint (имеет более 5 тыс. корпоративных клиентов) позволит НР стать серьезным игроком на глобальном рынке сетевой защиты. Ведь компания TippingPоint является одним из ведущих глобальных разработчиков продуктов IPS (Intrusan Prevention) — комплексных решений по сетевой безопасности для сложных сетевых структур, одним из первых реализовавших встроенное блокирование червей и атак в 200З году, что дало клиентам компании возможность защитить свои сети от атак, от которых не защищали межсетевые экраны. Следует отметить, что сегодня продукты IPS уже развернуты в большинстве крупных компаний мира. Решение TippingPoint IPS-Secured Network состоит из TippingPoint Intrusan Prevention Systern (IPS) и Network Access Control (NAC). Оно позволяет надежно защитить сетевую инфраструктуру, приложения и критические данные от вредоносных атак. В линейку продуктов в области сетевой защиты компании TippingPoint входят также межсетевые экраны, Unified Threat Managernent (UTM) и Wireless Security. Продукты TippingPoint считаются одной из лучших технологий сетевой защиты для высокопроизводительных ЦОД и крупных компаний.
Интеграция продуктов — основа конвергентной инфраструктуры Хотя линейка периферийных и центральных сетевых коммутаторов HP PrоСurve сетевого подразделения HP ProCurve Networking и приносит HP ежегодно около $1 млрд. (второе место в мире после Cisco по количеству проданных портов и доходу от продаж), но полновесной линейки таких продуктов у HP не было. Ведь в продуктовой линейке HP отсутствовали высокопроизводительные коммутаторы для ЦОД, что лишало компанию возможности активной работы на этом быстро-развивающемся рынке (мировой объем рынка ЦОД в 2009 году составил более $32 млрд.). Но такие коммутаторы есть у компании Н3С, что в значительной мере и предопределило судьбу самой 3Com. И хотя подробности интеграции продуктов объединенной компании планируется анонсировать позже, понятно, что уже в ближайшие месяцы на рынке сетевого оборудования появится новый мощный пакет предложений. В результате клиенты получат возможность развернуть свою корпоративную сетевую структуру от центра до периферии на продуктах НР, повысить доступность и качество ИТ-услуг, что в свою очередь позволит получить конкурентное преимущество перед своим основным конкурентом в области сетевых технологий — компанией Cisco (см. «Cisco против НР: игра с большими ставками», «СиБ», №1(50) 2010 г., с. 70-71).
Украинское ристалище В настоящее время 3Com имеет в Украине три официальных дистрибьютора — ASBIS, ERC, DATALUX, а в 2005 году компании пришлось закрыть незадолго перед тем открытое украинское представительство, передав выполнение представительских функций системному интегратору «БМС Консалтинг». Такое решение руководством 3Com было мотивировано «изменением структуры ведения бизнеса в странах СНГ», но отечественные ИТ-менеджеры прекрасно понимают, что, как правило, скрывается под этим эвфемизмом.
Резюмируя, можно с уверенностью утверждать, что конкуренция на рынке сетевых продуктов после приобретения НР компании 3Com обострится. A оправдает ли это приобретение надежды собственников НР и изменит ли ситуацию на рынке — покажет время. Поживем, как говорится, увидим...
Валерий СТЕПАНЕНКО, СиБ
|
|