|ГЛАВНАЯ|   |О ЖУРНАЛЕ|    |ПОДПИСКА|   |ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА|  |КОНТАКТЫ|   |СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА|  |НОВОСТИ|    |ВАКАНСИИ|     |АРХИВ|  |IT-СТРАНСТВИЯ|

№ 5 (48) 2009

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К вопросу о терминологии

Вопрос аббревиатур и сокращенных названий был всегда актуален для сферы информационных технологий и телевидения. Сейчас существует два схожих явления, которые можно закодировать буквами I, T, V, – это интернет-телевидение (Internet television), а также интерактивное ТВ (Interactive TV). Чтобы избежать путаницы, для Internet television, как правило, используют сокращение ITV, а для интерактивного телевидения, как правило – iTV.

 

 

 

 

Технологии интерактивности

Несколько слов стоит сказать о технологиях, посредством которых, собственно, и обеспечивается интерактивность, то есть двусторонний канал взаимодействия между зрителем и оператором ТВ. если абонент является пользователем услуг Triple Play/IP-TV или Internet TV, то возможность обратной связи у него есть по определению. Если же пользователь подключен только к сети кабельного телевидения, то связь может быть организована и по каналам Ктв, ведь там сигнал передается в диапазоне 54–850 МГц, при этом частоты 5-40 МГц могут быть использованы для создания «восходящего» потока данных от абонента. Еще можно организовать обратный канал с помощью телефонных линий фиксированной связи и обычного модема Dial-Up (сейчас такой подход применяется мало, хотя на ранних этапах развития Интернета он был весьма популярен в странах Запада). Скорости обратного канала могут быть самыми разными – от 150 бит/с, что достаточно для участия в опросах и голосованиях, до десятков Мбит/с и выше, если абонент сам предполагает транслировать видео в операторскую сеть.

 

 

 


 

IP-TV и интерактивное телевидение

как инструмент народовластия,

или Что мы теряем от подмены понятий

 

Этот материал следует отнести скорее

к полемическим заметкам. И вот почему.

О Triple Play и IP-TV уже столько наговорили,

что кажется, будто эти технологии давно

нас окружают. Стоит лишь протянуть руку –

и можно ими воспользоваться.

Как бы не так...

 

Владимир СКЛЯР, Игорь КИРИЛЛОВ

 

 

На первый взгляд технология передачи телевизионных вещательных программ по IP-каналам мало чем отличается от технологии IP-TV. Тем не менее, между ними — пропасть: в обычной ТВ-трансляции интерактивность отсутствует; в IP-TV она имеет место быть.

Привычная для нас вещательная трансляция (эфирная или кабельная) не требует никакого обратного канала. В широковещательном потоке (broadcast) из нескольких десятков или сотен ТВ-программ можно выбрать нужную, не используя никаких механизмов обратного взаимодействия с оператором. Другое дело, когда нам предоставляют интерактивные услуги, без которых, по определению, не существует IP-TV. Здесь обратный канал понадобится в любом случае. В этом и состоит новое качество этих услуг.

Однако что в данной ситуации следует считать интерактивностью? Сервисы «видео по требованию», «виртуальный видеомагнитофон», «отложенный просмотр» и еще десяток иных, подобных им? Но ведь эти услуги предлагают уже созданный, заранее подготовленный кем-то контент, качественно ничем не отличающийся от исходного видеоматерила. То есть видеоконтент, который может быть востребован потребителем, уже записан на носители, сводки новостей заготовлены, электронные магазины «заполнены» товарами. Оператор услуг IP-TV выступает лишь узлом концентрации трафика и точкой раздачи видеоконтента.

А что есть в таком случае интерактивность?

 

Различная интерактивность

Интерактивность — это диалог между потребителем информации и ее создателем либо информационным посредником. Интерактивность, как сказал бы один известный персонаж, — она или есть, или ее нет.

 ______________________________________________________

Ровно пятьдесят лет назад, в 1959 году, появилось

интерактивное телевидение современного образца:

во время популярной передачи NBC’s Today Show каждый

желающий мог позвонить в студию и задать свой вопрос.

______________________________________________________

 

 Отметим, что в случае передачи видеоконтента элементы интерактивности могут возникать и исчезать на различных участках тракта — на пути от создателя контента до потребителя. На рис. представлена логическая схема формирования интерактивности первого (низшего) уровня, которая сводится к манипуляции с готовым видеоконтентом и подмешиванием к нему Интернета, игр, чатов и всего прочего. Собственно канал интерактивного взаимодействия здесь образован между оператором (ITV, IP-TV или кабельного телевидения) и потребителями. Отметим важную деталь: создатели видеоконтента в этом процессе никак не участвуют, и к интерактивному телевидению эта схема никакого отношения не имеет.

 

 

Основным источником сигнала в данном случае являются телевизионные каналы, с которыми оператор услуг заключает соглашение о трансляции. Похожая ситуация наблюдается в настоящее время и в кабельном телевидении. Интерактивность возникает на участке «оператор IP-TV – потребитель». Обратный канал, который потребуется в этом случае, не обязательно должен быть высокоскоростным и может быть успешно заменен подачей заявки через веб-форму или устным заказом услуги по телефону. Хотя это поначалу может показаться не совсем удобным.

Например, мы хотим посмотреть какую-то передачу со сдвигом на 2 часа, записать что-то на виртуальный видеомагнитофон или поиграть в какую-то компьютерную игру. Для этого достаточно зайти на веб-страничку оператора, заполнить заявку и тут же получить либо саму услугу, либо подтверждение о приеме заказа на выбранное время. Это значит, что в данном случае мы говорим, скорее, о некой квазиинтерактивности (offline-интерактивности), для реализации которой быстрота реагирования и не нужна. Подобную интерактивность могут достаточно легко обеспечить операторы услуг IP-TV, в качестве которых сейчас выступают универсальные операторы связи. Они транслируют своим абонентам готовый контент, выполняя его преобразование в IP-формат, хранение, сдвиг во времени и другие несложные преобразования. Конечно, в этом случае для заказа услуги или выбора нового канала выходить в Интернет нет нужды: удобнее это сделать с помощью интерактивного меню, вызываемого на экран. А обратный канал присутствует здесь же — это дуплексный IP-канал, за счет которого и создается интерактивность.

Слабая сторона интерактивности первого уровня заключается в отсутствии прямого диалога абонента с телеведущим и телеканалом. Такой диалог возможен на более высоком уровне интерактивности. Он уже позволяет обеспечить online-взаимодействие потребителя с источником контента, когда, например, телеведущий напрямую обращается к зрителям и в online-режиме получает от них ответы, обрабатываемые серверами для получения интегральных оценок зрительских мнений. Это уже полноценный диалог между зрителем и ведущим, реальная (online-) интерактивность. В этом случае и телеведущий, и студия изначально ориентируются на живой контакт со зрителем — «глаза в глаза», на диалог с ним, на вопросы и оперативный подсчет голосов «зрительских симпатий».

В простом варианте реализации подобные схемы интерактивности уже давно функционируют, при этом «обратный канал» со зрителями реализуется либо путем усаживания сотни таковых в студии, либо с помощью телефонных звонков на указанные номера, подсчета присланных SMS, либо еще как-то, например, путем заполнения форм на партнерском интернет-портале. Это к техническому вопросу об обратном канале…

Но сейчас, в свете развития широкополосных каналов и объединения телекоммуникационных услуг в рамках Triple Play, обратная связь становится полноценной, надежной и действительно оперативной. Это значит, что нет никаких технических трудностей в организации online-интерактивности. Проблема лежит в иной плоскости — окупаемости вложений и бизнес-моделях внедрения услуг.

 

Реальная интерактивность — новые возможности

В случае online-интерактивности мы имеем дело с системой интерактивного ТВ, когда в процессе трансляции программы заранее подготовленные вопросы сразу же появляются на экране телевизора или озвучиваются ведущим. Зритель может отвечать на вопросы, нажимая соответствующие клавиши на пульте управления телевизором. Но может и не отвечать или вообще отключить отображение всех этих текстовых строк с вопросами и посмотреть результаты голосования сразу по всей стране, по городам и регионам. «Проголосуете ли вы на выборах за кандидата Х? Да — 1; Нет — 2; Не уверен — 3; Вообще не собираюсь голосовать — 4; А кто это такой? — 5». Ответить на вопрос получится только один раз. Причем через десяток секунд будет известен результат голосования по всей стране, регионам, городам и селам — как в целом, так и по отдельному взятому, к примеру, Цюрупинску. Механизм может быть еще проще. Ведущий передачи просто задает вопросы, а зрители в это время нажимают на свои кнопки на пультах. Ответы сразу же отображаются на табло в студии.

Реальная интерактивность может дать новую жизнь online-торговле. «Хотите ли вы приобрести такой костюм, как у нашего ведущего?». «Вы можете заказать у нас сейчас вот этот новый стиральный порошок. Для заказа нажмите «1».

А чего стоит мгновенный подсчет зрителей, подключенных к данной программе в данный момент времени. Нет ничего проще — каждый set-top-box имеет свой персональный номер, позволяющий идентифицировать абонента и передавать информацию о начале и завершении просмотра данного канала оператору IP-TV. Для рекламодателей подобная возможность бесценна, а для операторов — может оказаться вполне прибыльной. Ведь это именно тот случай, когда может успешно функционировать рекламный аукцион. Стоимость рекламы может напрямую зависеть от количества активных зрителей данного канала на текущий момент. А среди десятка заявок на рекламу телевизионный канал может выбрать самую выгодную. Конечно, в этом случае оператор-посредник должен обеспечить непрерывный мониторинг количества зрителей на каждый момент времени и трансляцию этих данных заинтересованным телевизионным каналам.

О целевой или точечной рекламе говорят уже давно. Эта возможность доступна даже при offline-интерактивности и обеспечивается в результате глобального мониторинга контента, поступающего на экран телевизора или монитор абонента (при использовании Интернета). Ведь от того, какие каналы и программы выбирает зритель, может зависеть и реклама, которую ему стоит транслировать.

 

О психологии и технологии

Конечно, даже при внедрении интерактивных offline-систем (прежде всего IP-TV) в психологии телезрителя должны произойти коренные изменения — из пассивного участника процессов, происходящих на экране телевизора, он должен превратиться в активного участника событий, развертывающихся перед ним в студии. Конечно, сейчас зритель также может позвонить по одному из телефонных номеров и высказать тем самым поддержку тому или иному участнику политического или игрового шоу. Но такая система морально уже устарела.

Услуги, которые сегодня волнуют умы операторов связи, реализуют принцип offline-интерактивности. Предполагается, что зрители получат и телевизионные программы, и услуги отложенного просмотра, и кинозал, и видео по запросу. Но все равно это будет лишь заменителем интерактивного телевидения, а попросту говоря — тем, что сейчас именуется IP-TV. Конечно, рядом здесь лежат и услуги Triple Play, интегрирующие интернет-сервисы, всевозможные игры, электронную почту, чаты, пр. Телевизор стремится заменить собой компьютер? Вероятно, да. Но только если это будет HD-телевизор, оснащенный хорошим быстродействующим процессором (от себя добавим — мышкой, джойстиком, клавиатурой и жестким диском на несколько Терабайт).

Возможна ли в принципе настоящая online-интерактивность? Вероятно, да. Но сейчас операторы услуг IP-TV (они же, по совместительству, провайдеры услуг электросвязи и Интернета) имеют дело с контентом, который получают от многочисленных телевизионных каналов. Оперативно что-либо менять в этом контенте у оператора нет ни возможностей, ни прав.

Создавать же изначально интерактивный контент может только телевизионный канал (или телевизионная студия), который должен каким-то образом взаимодействовать со зрителем. И обойтись в этой игре без оператора IP-TV, выполняющего роль посредника и решающего задачу транспортировки контента к зрителю, может оказаться непросто. Ведь только оператор IP-TV имеет обратный канал к каждому абоненту и возможность направить результаты голосования или, в общем случае, диалога к нужному телевизионному каналу. Если каждый кадр телевизионного контента будет иметь IP-адрес отправителя (источника контента), а каждый ТВ-приемник или телевизионная приставка (STB) также будут иметь свой IP- или MAC-адрес, то подобный обмен информацией не составит труда. Любое нажатие пользователем кнопки пульта управления будет ретранслировано по IP-адресу телевизионной программы, которая отображается в данный момент на экране телевизора.

 

Кому нужна интерактивность?

Но так ли уж нужны народу все эти IP-TV и интерактивное телевидение? Возьмем на себя смелость дать положительный ответ. Ведь хочется же кому-то высказать свое мнение, которое никто из домашних уже давно слушать не намерен.

Давайте пофантазируем. Интересно ли оперативно узнать мнение граждан по таким вопросам:

• как мы относимся к тому или иному персонажу властного олимпа?

• насколько нас интересуют те или иные вопросы и проблемы гражданского общества?

• что в первую очередь нужно сделать в стране, например, вначале отремонтировать дороги, а затем убрать дураков, или наоборот?

• хотим ли мы безвизовый режим в Европу?

• будем ли приветствовать вступление нашей страны в АСЕАН, ГУАМ или ЕЭП?

• кого мы больше любим — кошек, собак или птичек?

Да мало ли по каким вопросам можно поинтересоваться мнением народа…

Более того, с помощью инструмента, предоставляемого интерактивными системами как первого, так и второго рода, можно выполнять достаточно точные интерактивные опросы, используя математическую статистику. А это значит, что не нужны ни референдумы, ни выборы. Поскольку каждый может проголосовать лишь единожды, то результаты голосования будут демонстрировать реальные настроения и предпочтения населения или определенных групп, в том числе экспертных, причем по всем государственным, экономическим, политическим, социальным и прочим проблемам.

Зная позицию электората, станет неловко ее игнорировать. Более того, руководителям высокого ранга придется объяснять народу мотивацию своих решений и получать мгновенную реакцию. Если «народ не согласен», то придется либо корректировать решение, либо продолжать диалог, либо уходить в отставку.

 _____________________________________________________________

IP-TV и интерактивное телевидение из инструмента развлечений могут неожиданно превратиться в реальный инструмент народовластия.

_____________________________________________________________

 

 Все сказанное свидетельствует о том, что IP-TV как квазиинтерактивная система и интерактивное телевидение как система online-интерактивности (если они когда-либо будут внедрены в нашей стране) смогут из предполагаемого инструмента развлечений и повышения ARPU операторов связи превратиться в реальный инструмент народовластия.

 

Владимир СКлЯр,

Игорь КИрИллов,

СиБ

 

Украинский зритель не знаком с iTV

Я бы определил интерактивное телевидение как смесь в различных пропорциях телевизионных и сетевых технологий, которая позволяет не только смотреть телевизионные каналы, но и пользоваться дополнительными услугами (видео по требованию, отложенный просмотр, персональный видеомагнитофон и т.д.), в том числе доступом в Интернет. Зрителю такой набор способен доставить массу удовольствия и новые удобства, оператору – дополнительные доходы. Но есть несколько существенных нюансов.

Во-первых, украинский зритель еще, по сути, не знает и не ощущает всех замечательных возможностей интерактивного телевидения, ведь у нас в стране его никто не предоставляет и, соответственно, не рекламирует. Хотя, судя по настроениям телезрителей, они, в общем-то, готовы и хотят новых интересных услуг и развлечений. во-вторых, доходы населения должны позволять ему пользоваться услугами интерактивного телевидения при условии сохранения рентабельности предоставления этих услуг со стороны оператора.

Весь современный ТВ-контент в той или иной степени требует интерактивности. Самое простое: используя электронный гид, есть возможность просмотреть описание любой программы (название, имена актеров, режиссеров, год создания, аннотацию и т.д.) и решить для себя: смотреть или не смотреть, записать на диск и посмотреть позже или поставить напоминание, чтобы не пропустить программу.

Собственно, наш канал сейчас уже создает несколько собственных программ с элементами интерактивности и не собирается на этом останавливаться. При этом я считаю, что производством и подготовкой контента могут заниматься и сами телеканалы, и независимые студии (или те и другие вместе). Кому как будет удобно и выгодно.

 

 

 

О будущем интерактивных систем

Право на жизнь имеют как online-, так и offline-системы интерактивности. вероятно, в будущем оператор IP-TV будет напрямую взаимодействовать не только с телевизионными каналами, но и с частными производителями видеоконтента, отдельными телевизионными студиями и даже киностудиями (владельцами «киноконтента»). При наличии конкурентной среды поставщиков услуг IP-TV, которая уже начинает формироваться на рынке, неожиданная оригинальная идея может обеспечить столь необходимый оператору рост потребительских симпатий, абонентской базы и прибыли.

Структурная схема формирования и предоставления интерактивных услуг в далеком будущем может выглядеть, как показано на рис.

 

 

 

Интерактивное ТВ. История становления

Интерактивное телевидение – явление отнюдь не новое, оно имеет весьма продолжительную историю. Первая попытка интерактивности была осуществлена в 1953 году в США; одна из детских передач того времени – Winky Dink and You предлагала оригинальный механизм взаимодействия со зрителем. Детям предлагалось заранее купить особый прозрачный лист, который надо было прикладывать к экрану телевизора. На экране возникали символы и рисунки, которые предлагалось воспроизводить краской, на прозрачном листе. Идея хорошая, но просуществовала она недолго, поскольку многие дети, начали рисовать… прямо на экране телевизора.

Ровно пятьдесят лет назад, в 1959 году, появилось интерактивное телевидение современного образца (кстати, чем не повод отметить юбилей). Во время популярной передачи NBC’s Today Show каждый желающий мог позвонить в студию и задать вопрос. А в 1964-м компания AT&T совершила прорыв в сфере коммуникаций, продемонстрировав на выставке New York World’s Fair первый видеотелефон.

В  1970 году группа инженеров телеканала ввС разработала технологию вставки сообщений между телевизионными кадрами, что положило начало такому явлению, как телетекст. Первой полноценно работающей системой телетекста стала Ceefax (звучит, как «see facts»), запущенная ввС. По планам компании, поддержка решения будет осуществляться до 2012 года.

Прообраз тех услуг, которые сейчас предлагают операторы ITV и IP-TV, можно отыскать в 1977 году, когда американская компания Ohio вывела на рынок коммерческую услугу «персонального телевидения». Общий пакет включал 30 телеканалов, среди которых были как общедоступные, так и каналы «по запросу». С помощью технологий телетекста абонент мог настраивать пакеты программ, а также подключать дополнительные «платные» тв-каналы. Однако, несмотря на первоначальный энтузиазм потребителей, услуга в итоге не имела коммерческого успеха.

Через два года британский оператор Prestel предложил рынку принципиально новую коммерческую услугу – передачу данных по телефонным линиям. Приобретая специальный модем и клавиатуру, абонент мог подключиться к центральному компьютеру провайдера и получать доступ к разнообразной информации (новости, финансовые услуги, биржевая информация и т.д.). В качестве монитора выступал телевизор (продолжая выполнять свои основные функции), а вместо модема можно было использовать ПК. Таким образом, Prestel как бы объединил в рамках одной системы телефон, телевизор и передачу данных. Отметим, что такие службы относились к системам под названием «видеотекс». Аналогичные системы функционировали в Германии (Bildschirmtext), Франции (Teletel), Канаде (Vista), а также других странах. В свое время были предприняты попытки создания систем видеотекс в Украине и России. О надеждах, возлагавшихся на эти системы в разных странах, свидетельствует выпуск Рекомендации ITU-T F.300, определяющей правила функционирования интерактивной системы видеотекс.

В 1988 году абоненты получили возможность непосредственно влиять на ход телепрограмм, поскольку в этом году одна из детских телепередач ввС использовала принцип альтернативного сюжета, при котором развитие действия, а тем более окончание истории, определяется результатом телефонных звонков в студию. Этот подход используется до сих пор многими зарубежными телеканалами.

В 1993 году компания Teletext Ltd, ранее ORACLE (акроним от Optional Reception of Announcements by Coded Line Electronics; к Oracle Corporation отношения не имеет), которая разработала свою систему телетекста еще в 1970-м, параллельно с ввС, предложила интерактивную телевикторину по телетексту. Особенность решения заключалась в том, что система позволяла использовать «горячие» клавиши на пульте управления для получения более быстрого ответа.

1994 год можно назвать годом интеграции Интернета и телевидения. В этом году канал Channel Four в программе Gamesmaster начал транслировать в телетексте сообщения тематического чата, который открывался на определенное время. Абоненты обменивались сообщениями по интернет-каналам, но могли читать их в телетексте с экрана телевизора. Фактически это прообраз того, что мы сейчас называем «Интернет на экране тв» и о чем многие производители оборудования говорят как о новой или перспективной услуге.

В 1996-1998 годах активно развиваются интерактивные технологии на базе спутниковых и кабельных тв-сетей. Появляются интерактивные магазины, игры, «информация по запросу» и т.д. в 1999 году состоялась трансляция первой спортивной интерактивной программы. Оператор Sky Digital демонстрировал матч между командами «Арсенал» и «Манчестер Юнайтед», при этом абоненты могли самостоятельно выбирать камеру обзора, просматривать всевозможную информацию о командах и отдельных игроках.

В 2000-2001 годах компании ONdigital и NTL начали подключать пользователей с помощью специальных абонентских приставок (set-top-box), позволяющих одновременно смотреть телевизор и получать доступ в Интернет. Параллельно с этим было запущено несколько тв-программ и услуг, где обратная связь со зрителем обеспечивалась по каналам Интернета. Именно в этот период зародилась и начала развиваться концепция, ныне известная под названием Triple Play.

 

 

Интерактивное ТВ надо развивать постепенно

Интерактивное телевидение – довольно широкое понятие, тем не менее, его главной особенностью является поддержка обратного канала связи от телезрителя к телеканалу. Для телеканала это отличная возможность ближе познакомиться со своим реальным зрителем, изучить его потребности и возможности. При правильном подходе новые услуги могут приносить существенный дополнительный доход. Примеры развития интернет-технологий показывают, насколько важен для людей элемент интерактивности и широкий набор сервисов. В Украине термин «интерактивное тв» чаще всего связывают с технологиями IP-TV.

В числе наиболее интересных сервисов интерактивного тв я бы выделила возможность просмотра видеоархива фильмов или телепередач, доступ к тем или иным программам в удобное для зрителя время без привязки к сетке вещания, интернет-доступ (в том числе телефония и обмен сообщениями) непосредственно на экране телевизора, врезка рекламных блоков (это больше интересует оператора), подписка на тематические новости и т.д.

Зритель сегодня в целом готов к восприятию интерактивного телевидения. Все зависит от «цены вопроса», а именно, сколько абонент готов заплатить за использование новых услуг. Эта сумма, естественно, должна устраивать не только абонента, но и оператора. Одной из ключевых проблем на пути нового телевидения может стать недостаток высококачественных сетей передачи данных, особенно за пределами больших городов, а также относительно небольшое количество высокоскоростных интернет-подключений в регионах.

На текущий момент на «Первом Деловом» из интерактивных услуг активно внедряются опросы с использованием call-центра. Но мы стараемся идти в ногу с развитием технологий, поэтому, надеюсь, в ближайшем будущем количество интерактивных элементов в наших продуктах значительно увеличится.

 

 

№ 5 (ноябрь) 2009