|ГЛАВНАЯ|     |О ЖУРНАЛЕ|      |АРХИВ|      |ПОДПИСКА|     |РЕКЛАМНЫЙ ОТДЕЛ|    |КОНТАКТЫ|     |СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА|    |НОВОСТИ|    |ПРОЕЗД|     |IT-СТРАНСТВИЯ|

№3 (46) 2009

 

 

 
 

 

 

 


Schneider Electric - искусство управления электроэнергией

 

Сетевая инфраструктура и системы электроснабжения уже давно стали единым неразрывным комплексом на любом предприятии, строительном объекте или в центре обработки данных. Между тем рынок электротехники, постоянно соприкасаясь с рынком сетевым, существует все-таки независимо, со своими законами, коммерческими моделями, своими участниками и лидерами.

Сегодня одного из крупнейших игроков рынка электроэнергетики и электротехники, компанию Schneider Electric, а также ее миссию в нашем интервью представляет генеральный директор ООО «Шнейдер Электрик Украина» Леонид Мамонтов.

 

 

— Леонид Александрович, с историей компании Schneider Electric можно ознакомиться в любой энциклопедии. Однако вдохнуть жизнь в сухой набор дат и событий может, наверное, лишь непосредственный участник этой истории. Каков был путь компании к нынешним лидерским позициям на рынке?

— Несмотря на некоторую немецкую огласовку названия, корни нашей компании исторически французские. Все началось в 1836 году, когда братья Шнейдеры, Жозеф и Адольф, купили металлургические заводы. Весь XIX и большую половину XX века фирма Schneider (за это время существовало несколько вариантов названия) занималась тяжелым машиностроением, металлургией.

Костяк Schneider Electric в том виде, что она представляет собою сейчас, начал формироваться в 80-е годы прошлого века, когда компания шаг за шагом решила освобождаться от тяжелой промышленности и фокусироваться на электротехнике и автоматизации. Именно тогда одна за другой были приобретены известные фирмы. Будучи сама французской, Schneider Electric и начала с французских компаний: первой крупной покупкой стала Merlin Gerin, которая занималась производством электротехнического оборудования, затем в состав Schneider Electric вошла Telemecanique, специализирующаяся на автоматизации технологических процессов в промышленности (контроллеры, контакторы и т.д.).

Со временем было принято решение расширить географию. С приобретением американской компании Square D, одного из лидеров рынка США в области электротехники, Schneider Electric стала влиятельным игроком и в западном полушарии.

Серия следующих приобретений уже была нацелена на рынок B2C (business-to-consume, бизнес для потребителя. — Прим. ред.), на рынок жилищного строительства. Как вы понимаете, это уже несколько иной сегмент, причем здесь речь идет не только о розетках, переключателях, но и о сопутствующем этому сегменту направлении «интеллектуального здания». Далее логично последовала покупка компании, которая занимается управлением инженерными системами здания (вентиляция, кондиционеры, системы контроля доступа, пожарная сигнализация и т.д.).

Ну, и самое последнее приобретение, из области решений бесперебойного питания, кондиционирования и систем управления ЦОД (компания APC), позволяет говорить о том, что Schneider Electric сформировала портфель продуктов, позволяющих решать самые сложные, комплексные задачи. Более того, это обстоятельство стало фундаментом для осмысления новой миссии и изменения философии компании.

 

— В чем смысл этих перемен?

— Если раньше, лет 5–10 назад, мы говорили, что Schneider Electric — компания-специалист в области оборудования для передачи и распределения электроэнергии или специалист в области оборудования для автоматизации каких-то процессов, то теперь мы позиционируем нашу компанию как эксперта в области управления электроэнергией. То есть, от производства и поставок качественного оборудования акцент в нашей миссии сдвигается к предоставлению клиентам услуг по эффективному управлению электроэнергией — с точки зрения затрат и доходов, энергоемкости, а также минимизации потерь для окружающей среды.

Мы готовы работать и уже работаем с нашими партнерами во всем мире с позиции реализации решений, направленных на создание добавленной стоимости для конечного заказчика, который в принципе является потребителем нашей продукции. Это важно, потому что в этом отчасти и содержится изменение нашей философии.

 

— Каким образом Вы находите путь к Вашему потребителю, и какие бизнес-модели используются в продвижении продукции в Украине для воплощения упомянутых идеологических установок?

— Как раньше, так и теперь, мы работаем в основном через партнеров.

Сегодня у нас имеется уже 5–6 различных категорий партнеров, через которых оборудование доходит до потребителя, и наши ожидания от них разные. Основная задача дистрибьютора, в нашем понимании, — это продолжение логистики. У него есть склад, торговая сеть, точки продаж. Он должен создать производственную коллекцию, предложить хороший ассортимент нашей продукции, обеспечить плотное покрытие в регионе и гарантированно удовлетворить спрос на любое изделие, розетку ли, контактор, любого потребителя, независимо от того, частный это пользователь или промышленное предприятие. Естественно, сами в такие сети мы инвестировать не можем.

Другая категория партнеров — это инжиниринговые компании, которые покупают у нас отдельные элементы, контроллеры, например, и создают свои решения. Мы их называем системными интеграторами, что несколько отличается от понятия в информационных технологиях: в нашей сфере чаще всего это уникальные компании. Ну, например, специалисты инжиниринга в области металлургии, которые знают, как автоматизировать доменную печь либо прокатный стан, конвейер; то же касается пищевого, сахарного завода, других специализированных производств. Как правило, такие компании узкопрофильные, потому что здесь требуется глубокое знание конкретного технологического процесса. Так вот, такие специалисты покупают у нас что-то, вкладывают свои мозги и продают конечному заказчику уже готовое решение, включая монтаж, пусконаладку и т.п.

Есть среди наших партнеров и компании, которые также покупают у нас компоненты и используют их для сборки электрощитовых шкафов; мы их называем производителями электрощитового оборудования. Есть и проектные институты, которые тоже для нас важны. Собственно, мы ценим любую форму партнерства, которая приносит добавленную стоимость, будь то склад, квалифицированная сборка, какая-то иная технология. В чем компания Schneider Electric всегда была и остается сильной во всем мире, и Украина не исключение, — это в умении создавать и поддерживать широкую сеть разнообразных партнеров. Рискну даже предположить, что вряд ли какая-либо другая компания на нашем рынке располагает столь развитой сетью.

 

— Какие очередные задачи в развитии бизнеса стоят сегодня перед «Шнейдер Электрик Украина»? Партнерская сеть вроде бы уже создана…

— Мы вовсе не собираемся успокаиваться, и постоянно находимся в поиске нового качества, которое можно предложить клиенту. В частности, мы намерены в ближайшем будущем увеличить свое присутствие у конечного заказчика в части предоставления услуг и сервисных решений напрямую от Schneider Electric. Мы должны понять, чего ждет от нас пользователь, и развивать свои решения в этом направлении.

Другой важной задачей мы считаем непрерывное повышение компетенции рынка: имеются в виду наши образовательные программы, обучение партнеров. Это наша системная работа, и один из приоритетов Schneider Electric. Мы уже создали целый ряд центров обучения в ведущих технических университетах страны, где наши партнеры изучают технологии Schneider Electric, знакомятся с оборудованием, одним словом, повышают свою квалификацию.

 

— Кстати, об оборудовании, о нем мы еще почти не говорили…

— Частично этой темы мы коснулись, когда говорили о формировании продуктового портфеля. Подробнее представить оборудование здесь вряд ли есть возможность, его спектр чрезвычайно широк: от источников возобновляемой энергии до специализированных решений для нефтегазовой отрасли, медицины, гостиниц, от промышленных силовых подстанций, трансформаторов, мощных распределительных устройств до систем автоматизации и просто розетки, которая устанавливается у вас дома. Большую часть этого спектра мы поставляем и в Украину.

Хотелось бы еще отметить, что в основном оборудование Schneider Electric (примерно 95%) относится к премиум-сегменту, хотя кое-что мы предлагаем и в средней ценовой нише, в частности, электроинсталляционные изделия, фурнитуру. Причем в middle-сегмент мы идем сознательно: чтобы быть лидером, нужно иметь долю и на этом рынке.

 

— Не могли бы Вы назвать какие-то «зримые» результаты работы Вашей компании в Украине, несколько значительных проектов, например?

— Ну, знаете, труднее, наверное, найти объект, где не присутствует Schneider Electric. Но вот хотя бы, на вскидку, некоторые из наших проектов: морские порты в Одессе и Ильичевске, Одесский припортовый завод, стадион «Донбасс-Арена» в Донецке, бизнес-центры «Мандарин-Плаза», «Парус»…

 

— По нашей традиции в финале интервью — личный вопрос: несколько слов о себе…

— Окончил электромеханический факультет Ленинградского политехнического института, еще имени М.И. Калинина. Почти вся трудовая деятельность связана со Schneider Electric. Возглавлял подразделение компании в Санкт-Петербурге, работал директором по маркетингу в России, уже несколько лет в Украине. По моему мнению, украинский рынок очень интересный, хотелось бы отметить также высокий уровень подготовки инженерных кадров, что мне очень приятно как инженеру.

 

Интервью подготовил

Евгений ПОЛИщУК,

СиБ

 

№3 (июнь) 2009