|
||||
|
Качество реализации проекта ЦОД во многом зависит от тщательности проработки его инфраструктуры, важное место в построении которой занимают кабельные соединения между стойками с активным сетевым серверным оборудованием. От проекта СКС и качества выполненных работ напрямую зависит надежность и оперативность коммутаций внутри ЦОД, а также гибкость решения.
Чем отличается хороший центр обработки данных от посредственного? И как построить ЦОД, за который не было бы стыдно перед грядущими поколениями? Не так просто дать краткий и однозначный ответ. Если сказать, что ЦОД должен удовлетворять всем требованиям стандарта TIA 942, и этим ограничиться, то, скорей всего, такой ответ никого не устроит. В любом случае, кратко рассказать невозможно, а если рассказывать долго, то слушатель быстро устанет и перестанет воспринимать услышанное. В поиске ответов на эти вопросы мы посетили один из самых известных для специалистов коммерческий центр обработки данных ОАО «Укртелеком», который находится в Киеве на улице Соломенской. Здесь нам удалось встретиться и побеседовать с Александром Ремигой, руководителем центра технической эксплуатации сети передачи данных филиала информационно-коммуникационных систем ОАО «Укртелеком», а также с человеком, который пять лет назад приложил усилия, чтобы этот центр был построен и введен в эксплуатацию, — Юрием Сердюком, генеральным директором компании BIT. Неудивительно, что, с точки зрения проектировщика и инсталлятора СКС, хороший дата-центр отличается прежде всего правильно выполненной кабельной системой. По крайней мере, так считает Юрий Сердюк, к мнению которого прислушиваются многие серьезные заказчики и на счету которого — более десятка выполненных проектов центров обработки данных на различных предприятиях, в том числе в ряд государственных, коммерческих и силовых структур. И в этом есть своя, и большая, доля правды, поскольку коммуникации — это кровеносные сосуды организма, называемого дата-центром. Линии связи должны надежно связывать между собой все компоненты ЦОД, а информация — беспрепятственно поступать в любую точку системы.
У истоков дата-центра Так случилось, что пять лет назад «Утел», которая к тому времени еще не была составной частью ОАО «Укртелеком», поставила перед компанией BIT задачу: за три месяца создать центр обработки данных для совместного решения внутрикорпоративных и коммерческих задач. В тот момент это был один из крупнейших в Европе коммерческих дата-центров (его общая емкость измерялась совокупными «внутренностями» 51 серверного шкафа). Проект был признан компаниями АРС и НР самым крупным в Украине и одним из самых заметных в Европе, да и по сегодняшним меркам он является все еще достаточно серьезным. Заказчик выбрал соответствующее помещение, а все активное оборудование распределили между двумя автономными залами, каждый из которых был оборудован собственными системами кондиционирования, а также рядами коммутационных шкафов. В первом зале был расположен главный узел коммутации и собственные серверы компании для решения внутрикорпоративных задач, а также задач хостинга. Второй зал ЦОД предназначался для предоставления услуг колокейшн (размещение серверов сторонних заказчиков). Кроме того, для обслуживания серверов, размещенных в «коммерческом» зале, дополнительно выделялось еще несколько служебных помещений — для работы персонала заказчиков со своим оборудованием через вынесенные консоли терминалов. При этом физический доступ к пользовательским серверам предполагалось ограничить, а управление и настройку прикладными процессами, по возможности, вынести на внешние консоли, соединяемые с серверами заказчиков через KVM-переключатели. Одной из задач при построении дата-центра было создание кабельной системы, и именно об этом мы хотим детальнее рассказать.
Проект ЦОД — вполне интеллектуальная задача Наиболее сложный и ответственный этап создания ЦОД — несомненно, разработка идеологии. Это подтвердил нам и сам автор проекта дата-центра для «Укртелекома», Юрий Сердюк. Прежде всего, необходимо осмыслить задачи, которые должен решать дата-центр, продумать все варианты реализации проекта, учесть перспективы расширения центра, перестройки, изменения функций, появление новых каналов связи и т.д. Ответственность велика: в любом случае, вина за возможные просчеты ляжет на плечи проектировщика. Учитывая важность решаемых задач и крайнюю нежелательность перерыва в работе, дата-центр «Укртелекома» был спроектирован с максимальным уровнем надежности. Продублированы наиболее ответственные элементы сети и системы электропитания. В магистральном узле коммутации, куда заводятся внешние каналы связи, установлены два мощных маршрутизатора ядра сети (схема, рис. 1), каждый из которых работает независимо друг от друга.
В случае отказа одного из них, второй будет выполнять работу за двоих. Оба маршрутизатора соединены с коммутаторами двух рабочих зон, расположенных на некотором удалении друг от друга. Поскольку каждый коммутатор имеет два канала связи с центральным узлом коммутации, обрыв одной из линий связи между ними или отказ одного из центральных устройств сети не является критичным. В свою очередь, коммутаторы рабочих зон соединены с серверами. При этом предусмотрена возможность подключения нужного устройства сразу к двум ближайшим коммутаторам, что позволяет обеспечить еще более высокий уровень резервирования системы. При проектировании объекта изначально закладывалось зонирование. В зоне коммутации пользователь находиться не должен, там допускается лишь присутствие персонала ЦОД. В принципе же, при получении разрешения представители заказчика должны иметь доступ к своему оборудованию для выполнения ремонта или аппаратного расширения.
Надежность и резервирование Архитектура с резервированием на всех уровнях формирует повышенные требования к надежности кабельной системы ЦОД и устойчивости ее к помехам. Именно поэтому кабельная система рабочих зон была реализована на экранированных компонентах кат. 6 компании R&M. Это позволяет минимизировать влияние внешних помех, как от систем электропитания, так и от серверного оборудования, существенным образом повысив устойчивость работы сети. Поскольку в каждой серверной стойке может разместиться до 32 одноюнитовых серверов, кабельная разводка должна обеспечивать возможность подвода к серверным шкафам до 32 коммутационных шнуров, а в случае дублирования коммутатора рабочей зоны — до 64. Кроме того, каждый сервер должен подключаться к собственной розетке системы распределения питания (PDU). Таких розеток в максимальной конфигурации должно быть не менее 32, а с учетом возможности питания серверов сразу от двух независимых источников, их количество должно быть удвоено. И это еще не все. Для каждого сервера должна быть предусмотрена возможность дистанционного управления, для чего используются KVM-переключатели, позволяющие подключить к нужному серверу монитор, мышь и клавиатуру. А это еще дополнительно до 32 кабелей.
Видимая и невидимая части кабельного айсберга С позиции внешнего неподготовленного наблюдателя, дата-центр — это ряды высоких черных шкафов, «начиненные» разнообразным оборудованием, блестящие плитки фальшпола, отражающие свет ламп дневного освещения, система видеонаблюдения. И, конечно же, строгий персонал, следящий за малейшими отклонениями от допустимого в поведении посетителей . Кабельная разводка соединяет все важнейшие узлы и элементы ЦОД в единое целое, обеспечивая передачу и распределение информации к ее потребителям, выполняя также функции резервирования.
Кабельная система, по определению, должна быть вездесущей и одновременно невидимой и незаметной, чтобы, в буквальном смысле слова, не путаться под ногами, не мешать доступу к серверам и в то же время быть удобной для выполнения различных перекоммутаций и переконфигураций системы. Для этого все кабельные коммуникации было решено разместить в пространстве под фальшполом. Юрий Сердюк, на правах знатока, взял на себя задачу продемонстрировать все скрытые от глаз подпольные детали проекта, поднимая плитки пола в нужном месте с помощью специального инструмента. В открывавшемся пространстве можно было увидеть жгуты кабеля, аккуратно уложенные в сетчатых лотках, шину заземления, силовую разводку. Сюда же, под пол, нагнетается охлажденный воздух, предназначенный для подачи в серверные шкафы. Видимая часть кабельного «айсберга» размещается в зоне коммутации. Лицевая сторона оборудования — это зона обслуживания, куда может подойти клиент в сопровождении администратора. Вся коммутация выполняется с тыльной стороны.
Структурированная кабельная система для этого ЦОД выполнена полностью на оборудовании R&M. Здесь был впервые применен специальный организатор шнуров, представленный компанией Synergia (тогда еще «R&M Украина»), позволяющий отдельно обслуживать каждый соединительный шнур. Такой организатор устанавливается в каждый серверный шкаф рядом с коммутатором рабочей зоны и рассчитывается на обслуживание до 32 серверов, которые могут быть установлены в стойке. К моменту закладки настоящего решения «Укртелеком» уже имел опыт работы с различными проектировщиками. По словам Александра Ремиги, для компании актуальны, конечно же, не только оптимизация отдельных решений, хотя и это необходимая вещь, но, прежде всего, тщательность проработки всего комплекса и качество проекта. «Вот это, пожалуй, самое показательное, почему мы работаем с компанией BIT по проектированию и созданию дата-центров для «Укртелекома», отметил Александр.
Что такое «правильный» ЦОД и как он выглядит, нам удалось увидеть своими глазами. Надеемся, что и читатель, одолев статью, сможет себе представить целостную картину решения.
Побывал в дата-центре ОАО «Укртелеком» и подготовил материалы Владимир СКЛЯР, СиБ
|