|ГЛАВНАЯ|     |О ЖУРНАЛЕ|      |АРХИВ|      |ПОДПИСКА|     |РЕКЛАМНЫЙ ОТДЕЛ|    |КОНТАКТЫ|     |СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА|     |НОВОСТИ|      |ПРОЕЗД|       |КАРТА САЙТА|

№2(33) 2007

 

Три вопроса на «триединую» тему

Судя по информационным сообщениям, технологии IP-TV
и Triple Play уже давно победно шествуют по миру,
вместе с темзачастую обсуждение этих технологий
сопровождает какое-то ощущение нереальности.
Что стоит за этими понятиями? То ли мы не понимаем
их истинного значения, то ли они означают нечто
совсем иное, чем мы предполагаем...

Окинув взором процесс внедрения услуг IP-TV и Triple Play в Украине и странах ближнего зарубежья, невольно задаешься тремя насущными вопросами:

  • что за услуги на самом деле внедряют операторы под видом IP-TV и Triple Play?
  • чем отличаются услуги IP-TV от обычного телевидения?
  • в чем различие Triple Play и простой суммы Интернета, телевидения и телефонии по одному каналу?

Итак, три простых вопроса на «триединую» тему.

Тупиковые ветви эволюции IP-TV

Ответы также будут простыми. Начнем с двух важных отрицаний. Они нужны, чтобы пресечь тупиковые ветви развития эволюции массовой идеи IP-TV.

Прежде всего, вначале постараемся отмежеваться от представлений об IP-TV, как об использовании IP-каналов исключительно для трансляции телевизионных передач. Трансляция — это ведь однонаправленная симплексная передача. В то же время IP-канал позволяет обеспечить дуплексную передачу. Использовать более гибкий механизм для симплексного обмена данными — то же самое, что наливать новое вино в старые меха… Итак, IP-TV — это не трансляция телевидения по IP-каналам (хотя как дополнительная возможность — вполне уместна). В чистом виде эта идея практически не имеет перспектив, поскольку трудно убедить абонента в целесообразности отказа от традиционного и проверенного годами кабельного или спутникового ТВ в пользу телевидения по IP. Никто не станет платить деньги за то, что сейчас можно получать бесплатно или почти бесплатно в немереных количествах.

Мы уже привыкли, что IP-каналы используются для доступа к Интернету, через который можно получать также и телевизионные программы. Тем более, в Мировой Паутине уже существует значительное число персональных видеостудий с авторскими программами на все вкусы. Но компьютер — это достаточно сложный инструмент; его нельзя просто включить и далее перещелкивать программы кнопками на пульте. Поэтому IP-TV — это не просмотр телевизионных программ из Интернета с помощью персонального компьютера. Как о массовой услуге для широкого спектра потребителей об этой идее следует забыть. Хотя, тем не менее, определенная часть компьютерных потребителей с удовольствием будет пользоваться этими услугами.

Итак, компьютер и телевизионную трансляцию мы отсекли. Что же осталось?

Остался телевизионный приемник (оснащенный STB) в качестве терминала для получения любой видеоинформации. Остались новые услуги, способные привлечь потребителя! А именно:

  • интерактивное телевидение со всеми вытекающими отсюда гипервозможностями, ограниченными лишь фантазией оператора услуг IP-TV;
  • видеотелефонная связь между абонентами;
  • средства интерактивного персонального общения;
  • видео по запросу, просмотр фильмов и телевизионных передач из архива оператора;
  • нечто, уже востребованное, но пока еще недоступное…

Несомненно, эти новые услуги могут быть расширены за счет привычной трансляции популярных телевизионной каналов, которые, тем не менее, будут лишь дополнением. Мы здесь не говорим о простых играх на экране телевизора, а также о возможностях доступа в Интернет через телевизионный монитор. Это не те аргументы, которые способны переломить настроение потребителя. Даже телевидение высокой четкости можно временно отложить в сторону, хотя для качественного отображения Интернет-картинки это весьма серьезный аргумент, позволяющий проложить тропу к сердцам потребителей.

Но зачем же трактовать IP-TV в расширенной интерпретации, могут возразить оппоненты? Пусть IP-TV остается телевидением по IP-каналам. А новым услугам будем давать новые названия — «видео по запросу», «персональный видеомагнитофон», «отложенный просмотр» и т.д. И все эти услуги мы будем «постепенно внедрять», дополняя ими традиционное телевидение по IP.

Но если у товара сложно обнаружить новое качество, то нужно ли давать ему новое имя? Вряд ли. Это еще один относительно легкий способ погубить идею IP-TV. Ведь что может быть проще? Нужно всего лишь превратить IP-TV в трансляцию нескольких десятков общедоступных телевизионных каналов, желательно за очень большие деньги. Можно еще добавить мало кому интересные интерактивные игры типа Tetris и Lines. И уж тогда печальный конец наступит неотвратимо.

IP-TV как ядро Triple Play

Но если желание внедрять новые услуги у оператора все-таки есть и если творческая фантазия у него работает, то мы приходим к определению идеи Triple Play. Потому что это уже будет высший пилотаж. Пусть при этом говорят, что услуг может быть гораздо больше трех (компания Allied Telesys пропагандирует, например, идею Multy Play…). Тем не менее, все они укладываются в три основных вида трафика — голос, данные и видео.

Повторим успешно пройденную ранее операцию отрицания. Чем на самом деле не являются или не должны быть услуги Triple Play?

Прежде всего, это не простая сумма услуг по передаче голоса, данных и видео по одному каналу. Пусть даже в качестве этого канала используется IP, в качестве телефонии — IP-телефония, а в качестве телевидения — IP-TV. Суть не в одном универсальном канале и не в выгоде для оператора предлагать все услуги потребителю «в одном флаконе».

Почему центральным элементом рассуждений о триединых, казалось бы, решениях является IP-TV и почему так мало внимания уделяется передаче голоса и данных? Одна из причин — в том, что Интернет и телефон сейчас доступны практически повсеместно, впрочем, как и телевидение. Другими словами, платежеспособный потребитель зачастую уже имеет дома полный триединый набор услуг.

Телевидение, однако, со свойственной ему простотой и зрелищностью, является наиболее привлекательной услугой для пользователя. Именно телевизор является тем «магнитом», который ежедневно заставляет миллионы людей замирать в трансе перед экраном. Заставляет их верить пропаганде, покупать пиво и зубную пасту, платить за сотни ненужных ТВ-каналов и так далее.

До сих пор о пользе от Triple Play и IP-TV мы говорили в основном с точки зрения оператора (поскольку именно оператор заинтересован в появлении новых прибыльных услуг). Конечно, любая коммерческая услуга должна приносить прибыль, ведь в итоге выживает только то, что хорошо продается. Следовательно, вопрос надо ставить по-другому и рассматривать новые услуги в первую очередь со стороны абонента. А что может его заинтересовать больше, чем телевизор? Ответ появился в начале–середине 90-х, когда персональный компьютер стал массовым явлением, и окончательно оформился в начале нового века, когда массовым явлением стал доступ в Интернет.

В результате часть платежеспособной аудитории оторвалась от телеэкранов и обратила взор в сторону монитора. Кроме того, аналогичный выбор сделало подрастающее поколение (потенциальные потребители в скором будущем), для которого телевизор стал прошлым веком, а большинство интересов сосредоточилось в пределах Сети. Огромный кусок рекламных бюджетов многих компаний был освоен в Интернете. Казалось бы, теперь надо «додавить» устаревшую технологию телевизионного вещания, переняв ее методы — перевести ТВ в Интернет. Попытка оказалась неудачной, от телевизора никто не отказался. Тогда-то и родился миф о том, что IP-TV — это просто трансляция ТВ-сигнала по каналам IP. Однако идея оказалась более глубокой (неизвестно, было ли так задумано с самого начала).

Если же не получилось превратить компьютер в телевизор, можно попытаться превратить телевизор в компьютер. Ведь, если разобраться, то IP-STB — не что иное, как терминал (или «тонкий клиент»), со всеми вытекающими возможностями. Добавить сюда высококачественный экран, который будет выполнять роль монитора, беспроводную клавиатуру для работы с Интернетом, можно также вэб-камеру и наушники с микрофоном — и вот перед вами домашний центр развлечений, обладающий неограниченными возможностями компьютера с высокоскоростным доступом в Интернет и простотой телевизора.

На возможные реплики относительно того, что телевизор высокой четкости — дорогое удовольствие и есть не у всех, можем привести аналогию с переходом на цветные телевизоры. Тогда ведь тоже цветное ТВ было большой редкостью, но теперь черно-белый телевизор можно найти в основном у коллекционеров. Переход на IP-TV произойдет не в одночасье, потребуются годы для того, чтобы приучить потребителя. Скорее всего, платежеспособная часть населения обзаведется телевизорами высокой четкости гораздо раньше (тем более что цены на них, как и на любую бытовую технику, постоянно снижаются).

О невиданных ранее услугах

Довести к потребителю высокоскоростной канал связи в настоящее время не представляет никаких сложностей (по крайней мере, в пределах Европы). Это позволяет говорить о возможности предоставления, кроме известной всем передачи голоса, данных и видео, новых, невиданных ранее услуг. Причем услуг «синергетических», недоступных отдельно взятым операторам телефонной связи, кабельного телевидения или Интернет-провайдерам.

Одна из них была упомянута чуть выше, когда давалось определение IP-TV. Речь шла о возможностях организации системы видеотелефонной связи на экране телевизора. Можно говорить и о таких невиданных услугах, как прямой опрос мнения зрителей во время трансляции политических или иных шоу. Установив вэб-камеру в STB, можно по желанию зрителей или по инициативе персонала студии организовать интерактивный канал общения. Преимущества таких возможностей чрезвычайно велики. Представим себе, что в процессе передачи зритель может задать вопрос ведущему. Это можно сделать либо в виде краткого сообщения (SMS), либо, если вопрос окажется интересным, непосредственно в видеорежиме. В этом случае ведущий включает обратный персональный канал аудиовизуального общения со зрителем, тем самым приглашая его виртуально в студию.

Можно представить себе также возможность подключения к работе организуемых оператором тематических видеоконференций (по аналогии с тематическими конференциями в Интернете или модерируемыми аудиоконференциями, доступными для пользователей Skype). В данном случае зритель получит возможность видеть своих собеседников, заводить виртуальные знакомства, проводить вечера в беседах с единомышленниками, консультироваться со специалистами по множеству самых разных проблем. И все это без территориальных ограничений (можно, например, не покидая своей киевской квартиры, общаться посредством аудиовизуальных каналов с коллегами из центров разработки, находящихся в США или Западной Европе).

По аналогии с Интернет-чатом можно организовать видеочат и заходить туда не только поболтать с приятелями, но и покрасоваться своей новой прической, нарядом, обсудить идею или свежую новость.

Думается, что рядом с нами есть множество одиноких людей, которым не хватает простого человеческого общения. Людей, которые попали в сложные ситуации и не могут найти из них выход. Говорят, что где-то существуют «телефоны доверия», позволяющие решить личные проблемы. Но все это может стать действительно востребованным при добавлении возможности видеть собеседника.

За все это пользователь будет готов платить. Но все это не укладывается в прокрустово ложе термина IP-TV. Слишком уж широкие и невероятные возможности при этом открываются.

Сейчас уже понятно, что в определении IP-TV присутствует нечто лишнее, слишком уж себя навязывающее (не кажется ли, что это — IP?) и упущено очень важное свойство новых услуг — их интерактивность. И совершенно неважно, будет это IP-TV, ATM-TV или WiMAX-TV. По сути, мы должны говорить не о способе транспортировки трафика к абоненту (IP, ATM, пр.), а об идее, способной встряхнуть мир!

В настоящее время намечаются лишь контуры этой идеи. Но это та идея, которая позволит нам не привязываться ко времени трансляции той или иной телевизионной передачи, демонстрации кинофильма или очередного сериала. Эта идея позволит нам свободно выходить на видеоконтакт с близкими или даже незнакомыми людьми в любой нужный момент. Мы сможем получать информацию в любое удобное для нас время, и как следствие — более свободно распоряжаться своим свободным временем.

У этой идеи еще нет имени. Но понятно, что это будет не IP-TV, и даже не интерактивное телевидение (хотя это и несколько ближе), потому что это уже и не телевидение вовсе. Только будущее покажет, что мы получим на практике, и как оно будет называться.

Владимир СКЛЯР, Игорь КИРИЛЛОВ,