|ГЛАВНАЯ|     |О ЖУРНАЛЕ|      |АРХИВ|      |ПОДПИСКА|     |РЕКЛАМНЫЙ ОТДЕЛ|     |КОНТАКТЫ|     |СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА|     |ПРОЕЗД|       |КАРТА САЙТА|

 

IT-СТРАНСТВИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искусство продавать идеи

 

Если уж пишешь о чем-либо, то надо изучить это не только с теоретической, но и с практической стороны. Поэтому, чтобы увидеть «вживую» работающее решение Triple Play, мы и отправились в Санкт-Петербург, где находится Центр Разработки компании Alcatel.

 

Игорь КИРИЛЛОВ

 

Вряд ли кто-нибудь возразит против того, что Санкт-Петербург прекрасный и удивительный город. Несмотря на свой «молодой », по сравнению с другими русскими городами, возраст, который насчитывает немногим более 300 лет, — каждый камень в Питере «пропитан» историей.

Когда ходишь по центру города среди роскошных дворцов и монументальных, еще дореволюционной постройки, зданий или гуляешь по тихим набережным вдоль бесчисленных каналов, когда на каждом шагу тебе встречаются памятники и названия, знакомые с детства по книгам и учебникам истории — «Сенатская площадь», «Зимний», «Медный всадник», «Аничков мост», «Аврора», «Эрмитаж»…— понимаешь, что Санкт-Петербург это — столица, но столица не административная, а духовная.

Похоже, что в компании Alcatel придерживаются похожей точки зрения, поскольку на постсоветском пространстве эта компания имеет две своеобразные «столицы». Одна из них (офис, который расположен в Москве) выполняет больше административные и представительские функции, являясь, так сказать, «сердцем». Другая, Центр Разработки в Питере, занята вопросами технического и проектного характера — это «мозг» Alcatel. Стоит отметить, что питерский Центр ничуть не уступает по своему уровню и возможностям аналогичным Центрам, расположенным в Индии, Китае и даже странах Западной Европы.

 

Центр Разработки Alcatel — три главных пути развития

Первым «оплотом» Alcatel на постсоветском пространстве было отделение компании в Санкт-Петербурге. Сейчас оно занимает отдельное здание, общая площадь которого более 11 тыс. квадратных метров. На базе петербургского отделения и был организован Центр Разработки Alcatel, который успешно работает вот уже более года и насчитывает около 150 сотрудников.

Основным заданием Центра является разработка программного обеспечения для трех главных направлений деятельности компании — широкополосной (в том числе ПО для услуг Triple Play) и мобильной связи, а также call-центров. Каждым направлением занимается автономное подразделение — дивизион. В рамках Центра созданы современные лаборатории, на базе которых производится не только непосредственная разработка решений, но также их испытание в условиях, максимально приближенных к «полевым». Кстати, такое «приближение» зачастую превосходит реальные условия, поскольку тестируются решения Alcatel с максимально возможной на­грузкой, которая крайне редко возникает во время коммерческой эксплуатации.

В процессе знакомства с Центром нам удалось пообщаться с руководителями двух дивизионов — Жаном Усом (директор подразделения разработки ПО, отдел корпоративных решений) и Душаном Привозником (директор подразделения разработки ПО, отдел мобильной связи). Во время экскурсии по Центру руководитель отдела тестирования ПО подразделения фиксированной связи Георгий Гургенидзе устроил для нас демонстрацию решения Triple Play.

 

Triple Play — серьезный подход к индустрии развлечений

Главной целью нашего путешествия в Санкт-Петербург было все же посещение той лаборатории Alcatel, где разрабатываются и тестируются решения для Triple Play (рис. 1).

 

Рис. 1. На подходе к лаборатории Triple Play

На базе Центра Разработки имеется все необходимое для всесторонней демонстрации решения Triple Play. Наша экскурсия началась с комнаты, имитирующей среду пользователя (рис. 2).

 

Рис. 2. Triple Play «в отдельно взятой комнате»

Сразу бросилась в глаза характерная деталь: рядом с плазменной панелью и акустической системой, возле клавиатуры с ИК-портом и пультом ДУ разместилась пользовательская приставка (IP STB) Amino AmiNET110.

Кстати, решение Alcatel протестировано на совместимость с IP STB шести различных моделей, в том числе таких производителей, как Amino, Thomson и др. Возможности пользователя, который получит услуги Triple Play с помощью решения Alcatel, весьма широки. Это IP TV, «видео по запросу» (VoD), персональный удаленный видеомагнитофон (PVR), услуги Интернет-магазина, видеоконференц-связи, а также Интернет на экране телевизора, интерактивные игры, возможности виртуального общения (прямо по ходу просмотра ТВ-программ) и многое другое.

Фактически, с помощью решения Alcatel оператор может предоставить абоненту любые интерактивные услуги, поскольку кроме готового набора функций, предлагаемого разработчиками из Alcatel, оно дает в руки оператора инструменты, с помощью которых можно создавать новые уникальные приложения. В дополнение к этому в рамках решения можно использовать самые разнообразные виды тарификации услуг — по времени пользования, объему трафика, количеству просмотренных фильмов или телепрограмм и т.д.

Такой подход наиболее актуален сейчас, в эпоху развития концепции «глобальной индивидуализации», когда выигрывает та компания, которая способна максимально полно удовлетворить ожидания каждого конкретного клиента.

Побыв немного в роли абонентов триединых услуг, мы решили сменить «амплуа» и переместились в «машинное отделение» Triple Play — Головной Операторский Центр (Video Head-End), где находится все необходимое оборудование и ПО для формирования контента (рис. 3).

 

Рис. 3. Один из серверных шкафов Головного Операторского Центра Triple Play в лаборатории Alcatel

Первое, что удивило в операторском Центре, — отсутствие какого-либо явного упоминания об Alcatel. Несколько серверных шкафов, заполненных разнообразным оборудованием разных производителей: серверы (причем трех различных компаний), системы хранения данных, спутниковые ресиверы, DVD-библиотеки и т.д.

Объяснение тому простое. Отличительной особенностью и преимуществом решения Alcatel для Triple Play является то, что оно не привязано к оборудованию каких-либо конкретных производителей. Главное, чтобы выполнялись требования к составу и функциональным возможностям используемых устройств, в том числе и сетевого оборудования. Как показывает мировая практика, внедряя проект Triple Play, оператор, как правило, уже имеет развитую сетевую инфраструктуру и определенный серверный парк. Решение Alcatel позволит ему предоставлять абонентам все требуемые услуги, используя существующую инфраструктуру, а при необходимости безболезненно ее наращивать.

По сути, Alcatel предлагает заказчику «душу» для Triple Play — программное обеспечение собственной разработки, а главное, свой огромный опыт по созданию таких проектов в мире, а также услуги консалтинга, поддержки и сопровождения.

Непосредственно в Triple Play-лаборатории Alcatel питерского Центра разработки на серверах размещены базы данных под управлением СУБД Oracle 9i (хотя сейчас уже проходит тестирование решение на базе Oracle 10g), ПО промежуточного уровня (midd-leware), разработанное Alcatel, серверы биллинга, тарификации, кэширования, управления и т.д. Здесь также размещены видеосерверы (которые обеспечивают предоставление услуг VoD, PVR и др.), системы хранения данных с интерфейсом Fiber Channel (для поддержания оперативного ви­деоархива), системы архивирования (с применением DVD-библиотек) и все необходимое оборудование для организации приема и трансляции телевизионных каналов (спутниковые приемники, декодеры и т.д.).

Для управления такой инфраструктурой достаточно всего лишь одного специалиста. Причем ему даже не обязательно находиться рядом с помещением Операторского Центра. Благодаря специальному про­граммному обеспечению — Alcatel 5959 Open Media Content Distribution Manager — все управление осущест­вляется с удаленного рабочего места по протоколу SNMP (рис. 4).

 

Рис. 4. Рабочее окно программы Alcatel 5959 OMC Distribution Manager — все, что необходимо

для управления услугами Triple Play

Кроме того, комплексное решение Alcatel для Triple Play включает в себя программный коммутатор (soft-switch), который позволяет предо­ставлять абоненту услуги IP-телефонии, а также Интернет-шлюз для обеспечения доступа в Сеть.

Решения, похожие на вышеописанные, успешно функционируют по всему миру, в частности, одно из них уже более года работает в Москве (пакет услуг «Стрим-ТВ», который предоставляет абонентам одно из подразделений компании АФК «Система»).

 

Не только Triple Play

Как уже было отмечено выше, в Центре разработки Alcatel в Санкт-Петербурге, кроме подразделения, занимающегося решениями для Triple Play, есть еще два ведущих отдела.

В лаборатории подразделения мобильных систем Alcatel тенденция к миниатюризации оборудования обретает видимые формы. Друг напротив друга — две стойки с оборудованием. В одной из них, а это длинный ряд шкафов, заполненных специальными телекоммуникационными платами, размещена аппаратная платформа, которая используется сегодня большинством операторов мобильной связи. Во второй — оборудование, реализующее концепцию NGN, без труда умещающееся в стандартном 46-юнитовом серверном шкафу. Второе решение состоит из нескольких серверов, медиа-шлюза (media gateway) и коммуникационной инфраструктуры, которая связывает все эти элементы в единую систему. Однако главная роль отводится, опять-таки, специальному программному обеспечению разработки Alcatel. Вышеупомянутые решения имеют аналогичные функ­ции и предназначены для приема и обработки вызовов абонентов мобильной связи. Удивительно то, что обе эти системы, столь различные по физическим объемам, рассчитаны на одинаковое количество абонентов — около 1 млн. (рис. 5).

 

Рис. 5. Трудно поверить, но обе эти системы рассчитаны на одинаковое количество абонентов

В другом отделе разрабатываются и тестируются решения Alcatel для call-центров. С этой целью здесь собран полноценный контакт-центр с рабочими местами операторов, серверной и сетевой инфраструктурой, а также большим экраном, на котором можно в режиме on-line отслеживать все события, происходящие в системе (звонки, контакты, уровень загрузки и т.д.).

Уезжать из Северной столицы не хотелось. Многое в городе надо было еще увидеть, многое посетить, о многом еще хотелось поговорить со специалистами Alcatel, много чего хотелось еще узнать об особенностях Triple Play… Однако надо было возвращаться в Киев, ведь правду гласит народная мудрость — как бы ни было хорошо в гостях, а дома все равно лучше.

 

Игорь КИРИЛЛОВ

igor@sib.com.ua

Киев – Санкт-Петербург – Киев

 

Статья опубликована

в "Сети и Бизнес"

 №2(27) 2006 с.60