|ГЛАВНАЯ|     |О ЖУРНАЛЕ|      |АРХИВ|      |ПОДПИСКА|     |РЕКЛАМНЫЙ ОТДЕЛ|    |КОНТАКТЫ|     |СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА|     |НОВОСТИ|      |ПРОЕЗД|       |КАРТА САЙТА|

№6(25)2005

 

Игорь КИРИЛЛОВ

Цветы Lotus`а

В статье рассмотрены особенности и основные возможности программного обеспечения для групповой работы IBM Lotus. В качестве примера приведен проект почтовой системы, которая была внедрена компанией «ЭсАй БИС» для АО «ВАБанк» на базе данного программного продукта.

 

 

 

 

В условиях современного бизнеса для успешного развития дела усилий одного, пусть даже очень способного и трудолюбивого, человека хватает далеко не всегда. Приходится расширять штат сотрудников. Но тут появляется проблема взаимодействия между людьми, а это взаимодействие в большой степени спонтанно и плохо поддается формализации и структурированию. Постоянно возникает потребность в коммуникациях и в совместной работе над общей задачей. А как ее обеспечить? Ответов можно придумать достаточно много, но в условиях более-менее крупной организации, когда динамичность бизнеса требует налаживания связи в кратчайшие сроки и с наибольшей эффективностью, «кустарный» подход не применим. Да он и не нужен. Для обеспечения коллективной работы можно использовать широкоизвестный программный продукт, точнее, целое их семейство, под общим названием IBM Lotus.

Что такое IBM Lotus

Для начала давайте немного разберемся в том, что же такое IBM Lotus. Это достаточно мощный и многофункциональный программный продукт, сфера его применения весьма широка, однако основной задачей является организация коллективной работы и обмена сообщениями. Основными модулями этого ПО являются сервер IBM Lotus и клиентское приложение Lotus Notes.

IBM Lotus может работать под управлением семи различных серверных операционных систем, включая Windows NT, OS/2, UNIX, Linux и т.д. Кроме того, поддерживает не только Lotus Notes, но и другие клиентские платформы, в том числе Microsoft Outlook, Eudora, а также клиенты для карманных компьютеров.

Что касается конкретных задач, то IBM Lotus объединяет средства электронной почты, ведения календарей, группового планирования, управления контактами и заданиями, Web-браузер (причем все это достаточно легко настраивается пользователями). Встроенные механизмы защиты IBM Lotus обеспечивают безопасность данных и создают среду для конфиденциальной работы пользователей (рис. 1).

Для организации коллективной работы в IBM Lotus есть такие инструменты, как совместно используемые базы данных для дискуссий и «комнаты совещаний» (что позволяет участникам рабочей группы проводить виртуальные совещания, не отрываясь от своего рабочего места). В линейке продуктов Lotus имеются как готовые, законченные продукты для построения систем документооборота, так и средства для разработки собственных приложений.

PR_SI-DIS_new_ris.gif (14098 bytes)

Рис. 1. Рабочее окно IBM Lotus Notes

IBM Lotus в банковской сфере Украины

Программное обеспечение IBM Lotus чрезвычайно популярно во всем мире; на сегодняшний день в своей работе его используют более 100 млн. человек. В нашей стране ежегодно внедряется множество проектов на базе этого ПО, и один из таких проектов был осуществлен в АО «ВАБанк» силами компании «ЭсАй БИС».

Внедрение данной системы началось во втором квартале 2005 года с небольшого «пилотного» проекта, в ходе которого были продемонстрированы все преимущества программного обеспечения. После чего было принято решение о распространении системы на всю банковскую структуру. Наиболее подходящей почтовой системой для банка была признана IBM Lotus версии 6.5.4. В качестве аппаратной платформы использовался сервер IBM eSeries х345 под управлением ОС RedHat Linux Enterprise Server 3.0, установленный в центральном офисе банка.

Схема подключения сервера выполнена по двухуровневой технологии, когда вся внешняя почта сначала проходит проверку и обработку на файерволл-сервере, после чего доставляется непосредственно на сервер. Почта, предназначенная для работников филиалов, проходит ту же цепочку проверок и режимов безопасности, что и корреспонденция для центрального офиса. Это позволяет централизованно, из одной точки, управлять почтовыми потоками, безопасностью и хранением данных в системе.

Основные усилия разработчиков проекта в головном офисе были направлены на разработку иерархической структуры организации, настройку межсетевых экранов, установку почтового сервера, «антиспамовских» фильтров и т.д. Также были выработаны правила работы в системе для клиентов и проведено тестирование на прохождение внешней и внутренней почты. В филиале, кроме работы по установке и настройке ПО, была отработана схема обеспечения интеграции почтовой службы удаленного банковского отделения с центральной системой головного офиса.

На первых этапах внедрения системы совместно со специалистами банка была отработана технология инсталляции и подключения филиальных серверов в общебанковскую инфраструктуру. В результате эта методика была задокументирована, что позволило специалистам банка самотоятельно заниматься дальнейшим развитием системы, а также настраивать политики безопасности, схемы репликации БД и т.д. На основании разработанной методики стартовал полномасштабный проект по созданию почтовой системы для всех филиалов и отделений АО «ВАБанк». То обстоятельство, что решение было уже отработано и протестировано, обеспечило быстрый и безболезненный перевод всех филиалов банка на новую почтовую систему на основе ПО IBM Lotus.

Следует отметить, что со стороны интегратора в процессе разработки и внедрения участвовала проектная команда из четырех человек (менеджер проекта, системный архитектор и два технических специалиста).

Однако, усилия по внедрению, возможно, не были бы столь успешными, если бы не готовность со стороны заказчика усовершенствовать данный бизнес-процесс. Руководство АО «ВА-Банк» прекрасно понимало всю важность задачи, а команда специалистов банка оказала значительную помощь в процессе внедрения системы.

Важным аспектом проекта стало обучение персонала заказчика (в т.ч. системных администраторов) работе с новой системой. Для этого на базе учебного центра компании «ЭсАй БИС» был проведен ряд специализированных семинаров. На сегодняшний день услугами новой почтовой системы успешно пользуется несколько сотен сотрудников АО «ВАБанк», что еще раз доказывает — внедрение качественного продукта, осуществленное грамотным интегратором, умноженное на понимание проблемы заказчика, всегда ведет к успеху.


Мы получили единое информационное пространство

Электронная почта банка до недавнего времени была представлена несколькими разделенными почтовыми системами, не охватывавшими всех нужных пользователей, с одной стороны, либо недостаточно функциональными — с другой. Автоматизация документооборота путем собственных веб-разработок не могла удовлетворить корпоративные потребности.

Выбор платформы IBM Lotus Notes определили возможность использования практически любых каналов связи, кроссплатформенность, надежность, возможность централизованного администрирования почтовых серверов, встроенная криптозащита и электронная цифровая подпись, интеграция с антивирусным серверным программным обеспечением, и конечно, помощь подрядчика, ООО «ЭсАй БИС» (SI BIS).

Самое главное то, что платформа IBM Lotus позволила создать единое информационное пространство, объединяющее сотрудников. Она предоставила безопасный транспорт с большими возможностями для решения задач автоматизации документооборота банка. В ходе внедрения обнаружилось, что почтовый клиент IBM Lotus Notes интуитивно понятен и легко осваивается пользователями. Многие из них быстро оценили и используют полученные преимущества. Все серверы работают очень надежно.

Теперь проект переходит в новую стадию, проектируется кластер, начинается новый проект по автоматизации документооборота на платформе IBM Lotus Notes.

A-S-Perov.jpg (4157 bytes)

 

 

 

 

 

 

Александр Перов, заведующий сектором разработки новых информационных технологий АО «ВАБанк»


№6(25)2005