|ГЛАВНАЯ|     |О ЖУРНАЛЕ|      |АРХИВ|      |ПОДПИСКА|     |РЕКЛАМНЫЙ ОТДЕЛ|    |КОНТАКТЫ|     |СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА|     |НОВОСТИ|      |ПРОЕЗД|       |КАРТА САЙТА|

№6(25)2005

 

Константин КОВАЛЕНКО

Киберсквоттинг мошенничество или легальный бизнес?

Многие из нас не раз слышали слово киберсквоттер, и в подавляющем большинстве случаев оно звучало в негативном контексте, наподобие мошенника, спекулянта, вора. Такую точку зрения разделяют крупные компании и СМИ, по мнению которых киберсквоттер - это лицо, спекулирующее доменными именами с целью их перепродажи либо получения с этого личной выгоды. А не может ли это быть просто удачно подмеченный способ делать легальный бизнес с малыми затратами?

Давайте рассмотрим некоторые аспекты самого процесса. Доменные имена являются обычным товаром, который можно купить, располагая определенными финансовыми ресурсами, если при этом не нарушаются чьи-то авторские права либо права владения. Любое доменное имя можно зарегистрировать, если оно ранее кем-то не приобретено. Поэтому трактовка киберсквоттинга как процесса хищения изначально не верна - хищения как такового не происходит в принципе. А где же тогда кроется пресловутое нарушение законодательства? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим варианты киберсквоттинга.

Итак, на заре развития службы доменных имен возникла мысль о жестком контроле некоторых групп доменов. Например, предполагалось, что названия, созвучные с географическими именами, названиями местностей и населенных пунктов будут зарезервированы для администраций этих территорий. В дальнейшем выяснилось, что администрация редко обращает на этот момент внимание, да и не так часто можно встретить Интернет-ресурсы, которые посвящены тому или иному населенному пункту (особенно, если он небольшой). К категории «неконтролируемых» доменных имен можно отнести и общеупотребляемые слова. Например, медицинская компания может зарегистрировать домен farmakologiya.ua, однако ктолибо также может зарегистрировать и pharmacology.ua и pharmakologiya.ua и не нарушит законодательство. Интересно отметить, что даже если имя домена образовано от имени либо фамилии вполне конкретного человека, это не дает ему какихлибо эксклюзивных прав на владение доменом. Например, vasya.ua или vladimir.vladimirovich.ru не определяет одного конкретного человека - ведь у него могут быть тезки и по фамилии, и по имени, и по отчеству. Единственное ограничение - домен не имеет права публиковать какие-либо провокационные, компрометирующие материалы на эту особу.

Дочитав до этого момента, вдумчивый читатель задаст вопрос - так, значит, все, что говорят о киберсквоттинге, всего лишь миф, и он вполне «законен»? Не совсем. Рассмотрим «незаконные» случаи.

Представим, что известная компания зарегистрировала домен, созвучный с ее названием. Название компании, официально зарегистрированное, и является ее интеллектуальной собственностью. Естественно, некто, зарегистрировав домен, использующий такое название, нарушит право интеллектуальной собственности. Однако судебный процесс имеет свойство затягиваться и выльется компании в кругленькую сумму, поэтому часто бывает дешевле и быстрее заплатить киберсквоттеру лично, чем выяснять отношения в суде (крупные компании иногда предпочитают все же проводить показательные процессы в «воспитательных целях»). Приведем пример: cisco.com - официальный сайт компании Cisco, а вот cisco.com.ua - это не украинское представительство компании, а домен, принадлежащий харьковскому провайдеру Bigline (рис.1).

Кроме прямого использования имени киберсквоттер может зарегистрировать доменное имя с похожим написанием (тайпсквоттинг), но с небольшими отличиями: ставка делается на человеческий фактор - невнимательность при запоминании названия, неточное написание, опечатка. Официальный сайт при этом потеряет часть аудитории посетителей, а киберсквоттер, напротив, получит возможность зарабатывать на показе рекламы либо просто размещении компрометирующих материалов, дабы стимулировать компанию выкупить домен. На рис. 2 виден результат ошибочного написание названия компании Microsoft, где владелец даже не пытается скрыть смысл приобретения домена.

Возникает вполне логичный вопрос - а не проще ли избежать начала процесса, нежели предотвращать последствия? В большинстве случаев необходимо проанализировать возможные варианты написания того или иного названия и, проведя анализ наиболее созвучных названий, приобрести домены с этими названиями. Для больших компаний, которые, по сути, и являются инициаторами заявлений о «хищении имени», регистрация группы доменных имен не составит большого труда и финансовых вложений, однако позволит избежать многих неприятностей и недоразумений.

Cyber_1.jpg (18933 bytes)

Рис. 1. Вместо ожидаемого официального сайта представительства компании Cisco на экране появляется корневая страница Web-сайта харьковского провайдера услуг Интернет

Cyber_2.gif (6743 bytes)

Рис. 2. Эта страница намекает компании Microsoft о возможности исполь-зования также и этого домена для нужд компании (типичный пример тайпсквоттинга)

№6(25)2005