|ГЛАВНАЯ|   |О ЖУРНАЛЕ|    |ПОДПИСКА|   |ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА|  |КОНТАКТЫ|   |СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА|  |НОВОСТИ|    |ВАКАНСИИ|     |АРХИВ|  |IT-СТРАНСТВИЯ|

№ 5 (24) 2005

 

 

 
 

 

 


 

 

 

В первой части статьи1) была предпринята попытка осмысления понятий «услуга» (или «сервис») и «создание услуг» в информационных сетях. Приведены взгляды международного Сообщества по созданию услуг (Service Creation Community, SCC, официальный сайт — www.servicecreation.org) на стратегию увеличения прибыли от предоставления сервисов и вытекающие из нее требования к сервис-провайдеру. Было рассказано также о применении компаниями — членами SCC открытых решений с целью повышения привлекательности собственных разработок в сегменте оборудования формирования услуг. В заключение, было отмечено, что данные разработки должны опираться на некоторую обобщенную модель услуг, и обещано поговорить о ней отдельно. Выполняем данное обещание.

                                      ________________________________________________

                                                  1) Первая часть статьи опубликована в «СиБ», 2005,

                                                     № 4, с. 30–32.

 

 

Прежде всего, признаем, что услуги относятся к функциям информационной сети и поэтому должны иметь свою нишу в системе обобщений, принятых в телекоммуникациях. Найти эту нишу важно для понимания функциональности, которая должна быть сосредоточена в сетевых элементах, ответственных за формирование сервисов.

Проводимые в настоящее время исследования и разработки в области связи в той или иной степени опираются на фундаментальную модель взаимодействия открытых систем OSI и определенную концепцию управления сетью связи.

Как известно, 7-уровневая модель OSI была создана, чтобы определить иерархию функций взаимодействия открытых вычислительных систем. Хотя не все разработчики в мире технологий и оборудования строго следуют этой модели, ее методологическое значение для всей отрасли связи трудно переоценить. Однако модель OSI ориентирована на задачи пересылки информации, поэтому «нишу» для функции предоставления услуг будем искать в плоскости управления сетями связи.

В настоящее время применяются следующие стандарты управления WAN-сетями:

·  стандарты на основе протокола SNMP, созданные первоначально для сети Интернет;

·  международные стандарты ISO/ITU-T на основе протокола CMIP (Common Management Information Protocol) взаимодействия в архитектуре «агент – менеджер»;

 созданный общими усилиями организаций ITU-T, ISO, ANSI и ETSI стандарт М.3010 сети управления связью (Telecommunication Management Network, TMN).

В логической уровневой архитектуре (Logical Layered Architecture, LLA) стандарта TMN2) наиболее подробно проработано распределение ответственности между уровнями управления сети. Общие пояснения к LLA приведены в табл. 1.

 

                                  _________________________________________________

                                                 2) Многие разработанные в TMN положения в  

                                                     настоящее время берутся на вооружение адептами

                                                     других подходов, в частности —  SNMP.

 

 

 

 

Опираясь на эту логическую архитектуру, нетрудно найти сферу приложения усилий Сообщества SCC, а именно – уровень управления услугами. Данный уровень имеет дело с управлением теми аспектами, которые могут быть непосредственно наблюдаемы пользователями сети связи. Управление услугами основывается на информации управления, предоставляемой нижележащим уровнем управления сетью. Поэтому «с высоты» уровня управления услугами не видна внутренняя структура сети. Сетевые элементы (маршрутизаторы, коммутаторы, каналы) могут, таким образом, не управляться напрямую на уровне управления услугами.

Примеры функций уровня управления услугами:

·   управление качеством обслуживания QoS (задержка, потери и т.д.);

·   учет (accounting);

·   добавление и удаление пользователей;

·   назначение адресов;

          ·  поддержка групповых адресов.

Подобный уровневый подход был применен организациями — участниками SCC к услугам и соответствующим элементам формирования сервисов, в результате чего появилась модель создания услуг (service creation model, SCM). Эта ссылочная модель, по существу, представляет собой декомпозицию уровня Service Management Layer модели TMN и определяет иерархию предоставляемых сервис-провайдерами услуг (табл. 2).

 

 

Как явствует из табл. 2, метод декомпозиции во многом заимствован из модели OSI: уровни начинаются с услуг базовой полосы пропускания и поднимаются по стеку до прикладных услуг.

_____________________________________________________

Целью уровневого определения модели услуг является

предоставление базовых «строительных блоков»,

которые, в свою очередь, могут служить основой для

более сложных сервисных предложений.

     _____________________________________________________

 

Ключом к выгодному предоставлению услуг является добавочная стоимость (additional value). Функции формирования услуг должны разрабатываться так, чтобы добавлять максимальную стоимость базовому сервису на каждом уровне, используя упомянутую в первой части статьи стратегию. Существует специальное понятие value-added services (VAS) — это предоставляемые опционально услуги, добавляющие стоимость к базовым сервисным предложениям. Услуги VAS могут предлагаться и без базового сервиса. Примером может служить передача SMS в добавление к базовой сетевой услуге мобильной телефонной связи. Заметим, что любая получившая широкое распространение и признание VAS сама может впоследствии стать базовым сервисом.

Модель SCM отличается от модели OSI в том смысле, что каждый уровень услуг может быть внедрен сервис-провайдером независимо от других уровней. Например, услуги сессий могут предлагаться с услугой базовой полосы пропускания или без нее. Участник ИТ-рынка, позиционирующий себя как оператор, взваливает на себя ответственность за все нижние четыре уровня модели OSI, тогда как сервис-провайдер имеет свободу выбора, располагающую, как известно, к творчеству.

Кратко охарактеризуем каждый уровень модели3).

 

                                __________________________________________

                                              3) В этой части статьи будут описаны услуги полосы и

                                                 услуги виртуальных линий. Третья, заключительная,

                                                 часть статьи, публикация которой планируется в

                                                 следующем номере журнала, будет посвящена

                                                 сетевым услугам, а также услугам сессий и приложений.

 

Услуги полосы

Соединение – базовый элемент в предложениях услуг. Провайдер может предлагать соединение по кабельным или беспроводным средствам, используя различные технологии и протоколы (ISDN, xDSL, PDH, SDH, Fast Ethernet, Gigabit Ethernet и др.) для подключения пользователя к запрашиваемой услуге.

Согласно установленным в той или иной технологии правилам, соединению назначается разрешенная скорость обмена пользовательской информацией, чаще называемая «полосой». Этим объясняется название рассматриваемой группы услуг. Полоса оказывает большое влияние на качество и стоимость предлагаемой услуги. В некоторых случаях (например, АТМ, Frame Relay) скоростью передачи, доступной на канальном уровне модели OSI, можно гибко управлять и, следовательно, изменять стоимость соединения. Чем меньший шаг приращения скорости передачи может обеспечить провайдер, тем разнообразнее и привлекательнее будет структура его сервисных предложений, тем рациональнее он сможет использовать имеющийся ресурс с учетом существующего спроса.

 

 

На рис. 1 предоставление услуг полосы проиллюстрировано на примере сети DSL-доступа. Провайдер использует DSLAM-платформу агрегирования трафика для создания полосовых услуг и управления скоростью передачи пользовательской информации.

Любой потребитель чувствует себя комфортнее, если ему предоставляются определенные гарантии качества предлагаемых услуг. Такие гарантии оформляются сервисными соглашениями (service level agreement, SLA). Разумеется, за определенную доплату поверх базовой услуги данного уровня, предполагающей просто «максимальные усилия» (best-effort), но без каких-либо гарантий.

Можно выделить четыре различных типа сервисных соглашений (табл. 3):

·  техническая поддержка (technical support);

·  гарантированная пропускная способность (guaranteed throughput);

·  гарантия надежности (availability);

·  качество обслуживания, QoS.

 

 

Как видно из табл. 3, не все SLA имеют прямое отношение к услугам полосы.

Важно отметить, что параметры услуги полосы соединения обычно однонаправленные. Например, минимальная гарантия по скорости передачи обычно предлагается в нисходящем направлении (в сторону пользователя). Но имеются обстоятельства, где требуются гарантии в сторону сети. Например, это может быть актуально в случаях гарантий «от конца до конца» для услуг более высокого уровня — виртуальных линий или VPN.

В целях создания добавочной стоимости, услуги полосы могут комбинироваться с другими уровнями услуг, например, с такими, как сетевой или сессий.

Резюмируя, можно сказать, что существуют три способа создания добавочной стоимости при предоставлении услуг полосы:

·  разделение доступной полосы на уровни (грануляция);

·  предоставление пользователю гарантий полосы пропускания;

·  предоставление пользователю гарантий качества обслуживания, QoS.

Сервис-провайдер должен иметь возможность определять свои предложения полосы (bandwidth offerings) в следующих терминах:

·  гарантированной минимальной полосы;

·  максимальной разрешенной полосы (с учетом пиковой нагрузки);

·  требований по выставлению счетов;

·  относительной гранулярности предложений полосы.

Гранулярность предоставления услуг полосы может определяться по пользователю, протоколу, адресату или потоку.

 

Услуги виртуальных линий

Более высокую ступень в модели SCM занимает уровень услуг виртуальных линий (virtual link services). Он объединяет услуги соединения «точка-точка», которые могут предлагаться как на физическом (например, выделенные каналы Е1), так и канальном уровнях OSI (например, соединения PVC-технологий ATM и Frame Relay).

Услуги виртуальных линий особенно популярны среди бизнес-пользователей, так как корпорации получают возможность организации частных связей между офисами без необходимости собственных физических линий.

Однако виртуальные линии трудно создавать. Для предоставления услуги виртуальных линий, провайдер должен обеспечивать соединение через сеть от «конца до конца». Проблема заключается в организации и управлении виртуальными линиями через многие сетевые элементы. Платформы формирования услуг, о которых речь пойдет немного позже, предоставляют операторам возможность решить данную проблему.

Существует три метода создания услуг виртуальных линий:

1. Очень распространенный метод — статическое обеспечение выделенной или виртуальной линии через сеть. Правда, это обременительно, так как каждый сетевой элемент должен конфигурироваться индивидуально, что увеличивает объем работы оператора. С другой стороны, оператор может строго контролировать распределение полосы сети и, следовательно,— качество сервиса. Данный метод применяется на физическом (выделенные линии в коммутируемой сети) и канальном уровне (ATM PVC) модели OSI.

2. Метод, относящийся к канальному уровню и предполагающий сигнализацию от конца до конца. Примерами могут служить ATM SVC и SPVC, RSVP поверх IP и тракты MPLS. К сожалению, эти примеры не поддерживают все приложения и могут иметь проблемы масштабирования в больших сетях.

3. Создание виртуальных линий, прозрачных для ядра сети, что устраняет необходимость сигнализации от конца до конца. Пример — GRE- и IPSec-туннелирование либо применение стеков MPLS-меток. Данный метод применяется на сетевом и канальном уровнях модели OSI.

 

Третья, заключительная часть статьи, посвященная обсуждению оставшихся верхних трех уровней модели SCM, а также требований к платформам формирования услуг, будет опубликована в следующем номере журнала.

 

Юрий ДЗЮБА, к.т.н.,

технический директор

ООО «Телеком-АТЕЛ»

 

 

А что с IP-услугами?

Показательно то, что в модели SCM в явном виде не представлены IP-услуги. Это логично, так как собственно услуги существуют в другом измерении по отношению к стекам протоколов. Поэтому приведенная модель может быть применена к различным сетевым архитектурам: ATM, IP, Frame Relay, MPLS и т. д.

Услуги IP стали модным словечком в индустрии связи благодаря последним достижениям в области базирующихся на IP платформ, которые могут инспектировать и модифицировать IP-трафик на высоких скоростях. До появления этих платформ маршрутизаторы не предоставляли масштабируемые услуги. Многие производители оборудования увлеклись модным течением, называемым «IP-услуги», но их определения услуг (в смысле задания параметров сервисов в сети) даются в узком смысле и часто не согласуются между собой. Наиболее популярными предложениями в области IP-услуг являются VPN и услуги доступа к контенту. До недавнего времени большинство VPN-услуг предоставлялось в соответствии с фирменными разработками, а услуги контента развертывались как полноценные сети контента, делая услуги дорогими и сложными. Большинство платформ IP-услуг представляют собой всячески расхваленные маршрутизаторы, которые могут обеспечивать защиту по протоколу IPSec, виртуальную маршрутизацию и высокую масштабируемость интерфейсов.

Производители этих платформ всячески уверяют в возможностях этих платформ по поддержке качества IP-услуг (QoS), но на деле они обеспечивают ограниченную поддержку QoS. Обычно их архитектуры могут конфигурироваться, чтобы защитить некоторые типы трафика от перегрузок, но они не могут гарантировать пользователю скорость передачи, что затрудняет привязку услуги к определенному сервисному соглашению.

Одной из трудностей, с которыми приходится сталкиваться операторам при развертывании платформ IP-услуг, является интегрирование этих платформ и их возможностей по предоставлению услуг с существующей инфраструктурой и системами управления. Многие из этих систем развертываются для простой агрегации, без каких-либо прилагаемых услуг, вследствие сложности предоставления и общего недостатка учетной поддержки для этих сервисов. Борьба с этими проблемами может послужить причиной потери оператором ценного времени выхода на рынок и снижении гибкости провайдера с точки зрения ценовых предложений.

 

 

№ 5 (ноябрь) 2005