Определение Услуга (сервис) — это распределенная функция (совокупность функций) сети провайдера по обслуживанию конкретного типа запросов конечного пользователя.
Определение Создание услуг — это деятельность сервис-провайдеров, направленная на удовлетворение разнообразных, постоянно изменяющихся информационных потребностей конечных пользователей, с целью максимизации получаемой прибыли.
|
О предоставлении услуг рассуждают все участники ИТ-рынка: производители и дистрибьюторы оборудования, операторы сетей разного масштаба, сервис-провайдеры и потребители. Ведь все великое разнообразие информационных технологий и сетевых решений призвано, в конечном счете, обеспечить прибыль первым четырем категориям участников, а пользователям — удовлетворение разнообразных потребностей по обмену и обработке информации. Позволим себе также немного «порассуждать» и попытаемся вначале осмыслить базовые понятия.
Осмысление В системе обобщений модели OSI понятие «услуга» — это одна из функций данного уровня модели, которая предоставляется вышележащему функциональному уровню через точку доступа к услуге и действует исключительно в его интересах. Как будет видно из дальнейшего обсуждения, нет однозначного отображения абстракций модели OSI на функции услуг сети связи. Существует также понятие сетевой службы. Смысл его заключается в организации взаимодействия по протоколам прикладного и представительского уровней между географически разнесенными программными модулями «клиента» и «сервера» с целью предоставления доступа пользователям к определенному разделяемому сетевому ресурсу. Часть этих служб необходима администратору сети, а часть (например, файловая и печати) предоставляется пользователю в удобной для него форме в качестве услуги. Понятие «сетевая служба» пришло из «мира IP» и ограничено этим миром, так как каждая такая служба соответствует конкретному протоколу прикладного уровня стека TCP/IP. В дальнейшем нам представится возможность увидеть, что «мир услуг» не просто шире — он находится в совершенно другом измерении относительно IP. Многократно воспетые «богатство и самодостаточность русского языка» нередко затрудняют однозначное понимание различных технических терминов, которые (как это ни печально) приходят к нам, по понятным причинам, только из иностранной технической литературы. Так, емкое английское слово service приобретает усилиями защитников чистоты русской речи, в зависимости от контекста, значение «услуга», «сервис», «служба» и даже «сервисная услуга» или «служба сервиса» (!!). Часто такая избыточность превращает обсуждение базовых понятий в схоластический спор о терминах. И это очень плохо. Будем с этим бороться хотя бы в информационном поле данной статьи. Для этого сосредоточимся на обсуждаемой теме и определимся с понятием «услуга (сервис)», а остальные отбросим. Пока не предложено более меткого определения, под услугой (сервисом) условимся подразумевать распределенную функцию (совокупность функций) сети провайдера по обработке конкретного типа запросов конечного пользователя. Отсюда следует, что задачей предоставления услуг является обслуживание запросов пользователя на данный вид сервиса с заданным качеством. Не хотелось бы, чтоб начало обсуждения «настолько издалека» вызвало у читателя впечатление, будто бы системно вопросами предоставления услуг сейчас никто не занимается и надо срочно наводить порядок «в мыслях и делах». Разумеется, все не так. И вот почему.
Сообщество по созданию услуг В последний десяток лет появилась хорошая, не раз оправдавшая себя традиция, когда приверженцы той или иной технологии объединяются в форумы для того, чтобы сообща преодолевать возникающие разногласия и трудности. Примерами могут служить ATM forum (www.atmforum.com), Frame Relay forum (www.frforum.com), MPLS forum (www.mplsforum.org), DSL forum (www.dslforum.org) Metro Ethernet forum (http://www.metroethernetforum.org) и другие. Такие форумы дополняют и стимулируют работу специализированных групп, созданных в рамках международных организаций, таких как ITU, ISO и IETF. Необходимость подобного объединения назрела и в сфере предоставления услуг в сетях связи. Свидетельством тому является образование нового «клуба по интересам» — Сообщества по созданию услуг (Service Creation Community, SCC). О высоком уровне этой организации и важности выполняемых ею задач говорит то, что ее участниками являются такие уважаемые компании, как Microsoft, Oracle, Siemens и многие другие. Фундаментальный принцип, которого придерживаются члены Сообщества, заключается в том, что созданная услуга должна вести к прибыли. Своей миссией Сообщество видит «быстрое построение и предоставление прибыльных приложений, услуг контента1) и сети бизнесу и частным пользователям, обеспечивающих сервис-провайдеру более быструю окупаемость инвестиций». __________________________________________________________ 1) Контент — большой объем хорошо представленной предметной информации, организованной в виде гипертекстовой структуры для удобного доступа пользователей.
Перед собой Сообщество ставит следующие цели: · сокращение времени получения прибыли;· содействие сотрудничеству и совместимости оборудования поставщиков;· формирование спроса на новые услуги;· формирование спроса на продукцию членов Сообщества.Как видим, среди приведенных целей только вторая связана с решением преимущественно технических вопросов. Показательно, что Сообщество собирается влиять на структуру спроса в сфере услуг связи и информации, а также на покупаемость продукции членов самого Сообщества. Смеем надеяться, что последнее будет осуществляться исключительно «мирными», рыночными средствами. Вероятно, прежде чем с энтузиазмом взяться за реализацию поставленных целей, члены Сообщества еще раз попытались осмыслить, что такое создание услуг? Официальный сайт SCC, www.servicecreation.org, предлагает следующее определение: «Создание услуг — это способность сервис-провайдеров определять, предоставлять, управлять и извлекать прибыль из сетевых служб». Одним из инициаторов и активных участников SCC, американской телекоммуникационной компанией net.com, дано более широкое определение. В ее трактовке, создание услуг — это «способность конечных пользователей и сервис-провайдеров динамически определять, предоставлять, управлять и извлекать прибыль из сетевых служб». Как видно, ключевым словом является «способность», хотя, как станет ясно из дальнейшего обсуждения, создание услуг — это скорее сложнейший производственный процесс, чем «способность» того или иного сервис-провайдера. Поэтому рискнем вынести на суд читательской аудитории свою трактовку. Создание услуг — это деятельность сервис-провайдеров, направленная на удовлетворение разнообразных, постоянно изменяющихся информационных потребностей конечных пользователей с целью максимизации получаемой прибыли. Чтобы эта деятельность была успешной, сервис-провайдер должен иметь следующие «способности»: · динамически определять параметры новой сетевой услуги;· быстро размещать новую услугу в сети и обеспечивать удобный доступ к ней;· вести индивидуальный учет предоставления услуг по каждому пользователю;· гибко управлять предоставлением услуг пользователям.
«Создание услуги»2) в сети должно включать следующие этапы: _______________________________________________ 2) Понятия service creation (создание услуг) и service delivering (предоставление услуг) обычно используются как синонимы, хотя, строго говоря, смысловое различие между ними все же существует.
· разработку и экономический расчет бизнес-модели новой услуги;· размещение услуги в сети — описание нового сервиса в терминах управления сетью и запись в управляющие базы данных сетевого оборудования;· организацию предоставления услуги — обеспечение доступа и формализация предложения услуги в виде понятного и привлекательного для пользователя пакета;· хорошую, наступательную рекламу нового сервиса.Другой важный вопрос, какие услуги должны создаваться? Сообществом была разработана и предложена уровневая модель создания услуг — от базовых (например, услуга соединения) до наиболее сложных, бизнес-ориентированных услуг. Об этой модели речь пойдет далее. Но сколько бы уровней ни содержала модель, в соответствии с законом «спрос рождает предложение» создаваться будут те сервисы, которые пользователи будут покупать и которые будут вести к доходу и рентабельности провайдера. Какова стратегия «честного» увеличения прибыли от предоставления услуг, с точки зрения SCC? Как и во всей сфере сервиса, она заключатся в постоянном расширении спектра предоставляемых пользователю возможностей и дополнительных услуг для того, чтобы новые, интересные предложения, в свою очередь, влияли на структуру спроса. Данная стратегия применима как в случае предоставления услуг одного уровня модели, так и в случае сочетания в сервисном предложении услуг разного уровня. Сообщество SCC приводит следующий пример. Провайдер сети (network service provider, NSP) выставляет потребителю счета ежемесячно за следующие услуги: · подключение к точке присутствия провайдера (соединение);· доступ к контенту;· наращивание разрешенной скорости передачи по соединению для обеспечения требуемого качества сервиса.Например, потребителю выставляется ежемесячный счет на $39 за DSL-соединение. За $49 в месяц пользователь может выбрать и просмотреть новые фильмы за одноразовую плату $8. Пользователь может также увеличить свою выбираемую по умолчанию скорость приема информации, чтобы обеспечить плавность показа видео и хорошее качество изображения. Дополнительная плата назначается за гарантированное наращивание скорости для просмотра фильма. В настоящее время члены SCC сосредоточили свои усилия в сфере услуг видеоконференц-связи, интерактивных игр, сетей хранения информации, видео по требованию и голосовых услугна границе сети. Не остаются без внимания и базовые сервисы по организации для пользователя соединения с определенной скоростью передачи (DSL- или кабельные соединения), так как нередко возникают сложности при предоставлении этих, на первый взгляд простых, услуг по сложной, многоуровневой сети. Главный метод преодоления трудностей и разногласий в области создания услуг и повышения привлекательности поставляемого оборудования — открытые решения. Как отмечает Сообщество, «открытое решение — это то, в котором производители оборудования публикуют требования по интерфейсам между горизонтальными технологическими компонентами, вертикальными операциями и компонентами управления». Сообщество SCC требует от своих членов использования в программном обеспечении стандартных архитектур, например CORBA, так как они необходимы для быстрой интеграции в сеть провайдера услуг. Поощряется также использование появляющихся стандартов, таких как XML, необходимых для предложений web-услуг. Результатом сотрудничества членов SCC по преодолению разногласий и нестыковок в области услуг является появление так называемых шаблонов (templates) для интегрирования продуктов взаимодействующих производителей. Эти шаблоны определяют следующие интерфейсы: · между физическими компонентами, обеспечивающими возможность взаимодействия;· между физическими компонентами, операциями и существующими системами поддержки бизнеса.Разумеется, подобные разработки должны опираться на некоторую обобщенную модель услуг, о которой предстоит отдельный разговор.
Юрий ДЗЮБА, к.т.н., технический директор ООО «Телеком"АТЕЛ»
|
|