|ГЛАВНАЯ| |О ЖУРНАЛЕ| |АРХИВ| |ПОДПИСКА| |РЕКЛАМНЫЙ ОТДЕЛ| |КОНТАКТЫ| |СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА| |НОВОСТИ| |ПРОЕЗД| |КАРТА САЙТА| |
|
Олег ТОЛМАЧЕВ Что такое конвергенция?
Человек, далекий от телекоммуникационной специфики, при слове «конвергенция» представляет себе сложное и дорогостоящее оборудование, применяемое операторами связи или крупными компаниями в своих сетях. Руководитель небольшой компании обычно теряет интерес к разговору, услышав данное слово, поскольку считает, что для его бизнеса эта технология неприменима. Однако, что такое конвергенция на самом деле? Слово «конвергенция» происходит от английского converge, что обозначает «сводить в одну точку», «сводить воедино». Таким образом, в применении к бизнесу, конвергенция — объединение нескольких свойств в одном предмете или устройстве для дальнейшего использования этого устройства в различных целях. Например, если небольшая или средняя компания приобретает автомобиль, то обычно останавливает свой выбор на «универсале» или «пикапе», поскольку планирует использовать его и для перевозки грузов, и для поездок бухгалтера в банк, и т.д. Один из компьютеров в офисе обычно используется и как файловый сервер, и как платформа для различных офисных приложений, и как почтовый сервер, и как межсетевой экран. А это как раз и есть примеры применения конвергенции. Что же такое конвергенция в телекоммуникационных решениях? Первоначально термин «конвергенция» применялся для обозначения ситуации, в которой одни и те же каналы связи и устройства использовались как для передачи данных, так и для передачи голоса. Слово «конвергенция» вошло в обиход одновременно с появлением термина IP-телефония. Однако, в последние два-три года конвергенция значительно расширила сферу своего употребления. И в основном благодаря производителям, изначально ориентированным на телефонию, таким, как Avaya. Три года назад на рынке появился и быстро утвердился продукт под названием IP Office, являющий собой яркий пример конвергенции, и предназначенный, прежде всего, для сегмента малого и среднего бизнеса. Обычные системы IP Office
Рис. 1. Концепция построения интегрированного решения на конвергентной коммуникационной платформе Avaya IP Office Что конвергировать? Какие задачи приходится решать при создании сетевой среды небольшого или среднего офиса? Давайте попробуем перечислить 1. Необходим коммутатор Ethernet для соединения компьютеров в сеть 2. Необходим межсетевой экран и маршрутизатор для доступа в Интернет. Думаю, что в современной ситуации, когда вирусы и компьютерные злоумышленники только и ждут незащищенной жертвы, это не вызывает ни у кого сомнения 3. Следует подумать о возможности предоставления удаленного доступа в корпоративную сеть для мобильных сотрудников, при наличии таковых 4. Необходима телефонная станция. При увеличении штата постоянных сотрудников до десяти человек и более, работа офиса без этого устройства становится немыслимой. Использование голосовой почты и телеконференций из трех и более участников давно уже превратилось из красивой, но редко используемой функции, в насущную необходимость 5. Все более актуальным становится использование IP-телефонии, как средства экономии на международных телефонных переговорах и обеспечения связи между территориально удаленными офисами. 6. Необходим файловый сервер и сервер приложений, на котором будут установлены программа бухгалтерского учета, DHCP-сервер, а также программа обработки почтовых сообщений. На первых порах, при количестве пользователей до десятка, с этой функцией может справляться одна из рабочих станций. Кроме того, почтовый сервер, как и web-сервер, часто находится вне офиса — у провайдера хостинг-услуг. В обычном офисе каждую из этих функций выполняет отдельное устройство. В девяти случаях из десяти все эти устройства — от разных производителей, поэтому имеют разные интерфейсы управления и различные операционные системы. Таким образом, возрастает не только общая стоимость при закупке и установке оборудования, но также и стоимость владения — офисный системный администратор должен обладать недюжинными знаниями для обеспечения бесперебойной работы каждого устройства и их совместимости, а наращивание функциональности сопряжено со значительными сложностями. Поистине, вот где простор для конвергенции! Avaya IP Office как раз и является примером успешного решения задачи создания сетевой среды малого или среднего предприятия с применением конвергенции. Использовав свой многолетний опыт по разработке телекоммуникационных решений для корпоративного сегмента, компания Avaya создала без преувеличения уникальный продукт, решающий практически все вышеперечисленные задачи. Другими словами, IP Office является устройством, выполняющим одновременно функции маршрутизатора для доступа в Интернет, межсетевого экрана, DHCP-сервера, сервера удаленного доступа и учрежденческой АТС со стандартным набором услуг. Вместо трех или четырех разных «коробок» — одна; вместо разных интерфейсов, систем и ПО от разных производителей — один стандартный интерфейс управления; вместо проблем по обеспечению совместимости — одно устройство, в котором все совмещено и оптимизировано.
Рис. 2. Решение «все в одном» на основе Avaya IP Office Как конвергировать? Рассмотрим линейку продуктов Avaya IP Office более подробно. В этом обзоре мы не станем углубляться в технические подробности, однако перечислим преимущества конвергентного решения от Avaya. Прежде всего, IP Office является так называемым «коробочным» решением. Это значит, что для запуска устройства в работу системному администратору не нужно обладать какими-либо специальными знаниями или обучаться на дорогостоящих курсах. Все настройки выполняются с помощью привычного интерфейса в среде Windows. IP Office прост в управлении, не требует сложного монтажа и кропотливого конфигурирования. Даже подключение к телефонной сети общего пользования по протоколу ISDN PRI едва ли займет больше получаса. Все остальные настройки, включая такие «продвинутые» функции, как Least Cost Route (выбор более дешевого маршрута звонка), Hunt Group (группы вызовов), Voice Mail (голосовая почта), также прозрачны и просты для понимания. Кроме того, заводские стандартные настройки во многих случая позволяют начать использовать IP Office сразу же после подключения к нему городских линий, телефонных аппаратов и рабочих станций. Во-вторых, линейка продуктов IP Office рассчитана на использование как в небольшом офисе, начиная от четырех пользователей, так и в достаточно крупной компании с количеством пользователей, доходящим до четырехсот. Возможности ее масштабирования (расширения системы) — вне всякой конкуренции. Например, начав с решения на 10 абонентов и 8 аналоговых линий, можно расширить его до 180 абонентов, 3 интерфейсов ISDN PRI и 30 каналов VoIP, не меняя платформы. Использование стековой архитектуры позволяет сделать масштабирование действительно выгодным. В-третьих, каждая система IP Office является IP-маршрутизатором с интерфейсами Fast Ethernet, Serial V35 или X21 (с поддержкой протокола Frame Relay) и ISDN. На маршрутизаторе реализована поддержка firewall и удаленного доступа с применением технологии VPN и шифрования. IP Office может также выступать в локальной сети в качестве DHCP-сервера. В стандартной поставке системы IP Office предусмотрена система голосовой почты, которая устанавливается в качестве приложения на отдельную рабочую станцию под управлением Windows. Отдельного упоминания заслуживает программное обеспечение Phone Manager, позволяющее пользователю управлять телефонным аппаратом прямо со своего компьютера — переадресовывать или ставить на удержание входящие звонки, отвечать на второй вызов, набирать номер из списка коротких вызовов, включать такие функции, как «не беспокоить», получать голосовую почту и т. В двух словах, Phone Manager — это реализация цифрового телефонного аппарата на базе сочетания обычного аналогового телефона и компьютера. Следует обратить внимание, что Avaya IP Office — продукт, изначально ориентированный на сегмент малого или среднего бизнеса. Поэтому надо помнить, что чудес не бывает. Все хорошо в меру. Специалисты Avaya внимательно изучили потребности указанного сегмента и предложили решение, отвечающее основному набору задач небольшого или среднего офиса. Естественно, что в таком продукте не реализованы все функции. Если говорить, например, маршрутизации, то в IP Office реализована только IP-маршрутизация, NAT, RIP, и нет таких тяжелых протоколов, как OSPF, или маршрутизации IPX. Если говорить о телефонии — есть только ISDN ETSI и QSIG. Если речь идет об удаленном доступе, отсутствует поддержка Radius. Не исключено, что отсутствие одной из этих функций может сделать IP Office непригодным для какого-либо конкретного решения. Однако в большинстве случаев набор функций IP Office соответствует всему спектру запросов малого или среднего предприятия.
Рис. 3. Возможности оборудования IP Office компании Avaya Растущие потребности и скрытые возможности Развитие компании трудно прогнозировать на несколько лет вперед. Однако время не стоит на месте, и бизнес-процессы на фирме могут потребовать от телекоммуникационного оборудования новой функциональности. Вот несколько примеров сценариев развития и возникающих при этом задач: 1. При возрастании штата сотрудников и росте количества входящих звонков появляется необходимость в системе автоматической обработки вызова. При использовании такой системы на все входящие звонки отвечает авто-секретарь, и звонящий получает возможность напрямую соединиться с нужным ему сотрудником и отделом. Гибкая и наглядная система настройки IVR (Interactive Voice Response) и применения функции TTS (Text To Speech) позволяет реализовать на платформе IP Office сценарии обработки вызовов любой сложности. 2. При необходимости периодического создания телеконференций на большое количество участников следует задуматься об использовании системы Conference Center — системы автоматического создания конференции, рассылки приглашений для участия в конференции, возможности голосования и тд. 3. При развитии бизнеса в регионах появляется необходимость объединения телефонных станций филиалов в единую сеть с использованием общей нумерации. Кроме того, актуальной становится задача передачи данных между локальными сетями филиалов. 4. При еще большем возрастании входящего голосового трафика увеличивается количество звонков, оставшихся без ответа, или вызовов, получивших ответ «занято». Типичный сценарий — большое количество звонков от реальных или потенциальных клиентов с однотипным запросами. С такой ситуацией, например, может столкнуться страховая компания или службы поддержки провайдера услуг. В этом случае следует задуматься об использовании системы центра обработки вызовов (Call Center). Платформа IP Office обеспечивает как простейшую реализацию центра обработки вызовов в стандартной конфигурации, так и сложные системы с предоставлением гибко настраиваемых отчетов и интеграцией с приложениям Customer Relation Management, например Microsoft CRM. Все эти сценарии могут быть с успехом реализованы на платформе Avaya IP Office. Архитектура IP Office такова, что любая из указанных выше функций может быть добавлена по мере необходимости и работать параллельно со стандартными функциями. В дополнение к этому следует отметить, что система IP Office реализована на основе открытых протоколов. Это позволяет разрабатывать специфические приложения на основе технологии CTI (Computer Telephony Integration) и интегрировать IP Office в существующие системы обработки информации и СУБД. Но описание каждого из перечисленных решений — это тема для отдельной статьи. Получить подробную информацию об оборудовании и проектах Avaya Вы можете на сайтах: www.avaya.com, www.avaya.ru, www.uttc.com.ua, а также в офисе компании «УТТК» по тел: (044) 2386393, e-mail:telecom@uttc.com.ua |