|
|
|
|
Летом 2011 года завершился крупнейший в Украине проект по созданию комплексной ИТ-инфраструктуры для ДТЭК, генеральным подрядчиком которого выступила компания S&T Ukraine. О деталях внедрения и ощутимом эффекте от реализации проекта рассказывает Сергей Детюк, директор ДТЭК по информационным технологиям.
— Каковы основные характеристики проекта? Какие задачи удалось решить? Проект представляет собой современную, комплексную и масштабируемую ИТ-инфраструктуру, которая призвана обеспечить максимально эффективное решение всех задач, связанных с информационным обеспечением деятельности нашей Компании. На данный момент проект охватывает более двадцати площадок — в Киеве и трех восточных областях Украины (Донецкой, Луганской и Днепропетровской). Пользователями системы являются более пяти тысяч сотрудников компании ДТЭК. Однако ядро созданной ИТ-инфраструктуры позволяет увеличить это число в несколько раз. Основной задачей внедрения было обеспечение работы почти двух десятков корпоративных сервисов. В их числе электронная почта, система унифицированных коммуникаций, средства управления ИТ-инфраструктурой и ее компонентами, защита периметра и организация доступа корпоративных пользователей к ресурсам Интернета, централизованное хранилище данных, управление конфигурациями и т.д. Вычислительной основой решения стали три блейд-платформы Hewlett-Packard c7000 с общим количеством «лезвий» — 42 единицы. Для надежного хранения данных используется СХД класса Hi-End HP XP24000. Данная система вмещает более тысячи жестких дисков с интерфейсом Fibre Channel, что позволяет наращивать объем эффективного хранилища до двух петабайт. Кроме того, организована система резервного копирования, в роли которой выступает ленточный накопитель, также на базе СХД HP, территориально удаленный от основного дата-центра. Сетевая инфраструктура построена на базе продуктов Cisco. Все основные корпоративные сервисы реализованы с помощью разработок Microsoft (кроме ПО для резервного копирования — здесь применяются продукты Symantec). В частности, мы используем MS Office Communication Server, Share Point, Forefront и др. Одним из требований проекта была возможность дальнейшего наращивания инфраструктуры с целью интеграции новых предприятий в информационную систему холдинга. Ведь мы развиваемся и не планируем останавливаться на достигнутом. Кроме того, архитектура ИТ-сервисов должна была быть рассчитана на ее применение без модификации в течение 3-5 лет. Всех вышеперечисленных целей нам, в итоге, удалось достичь. Отмечу также, что проект ИТинфраструктуры ДТЭК не имеет аналогов в Украине ни по масштабу, ни по своей комплексности.
— А что послужило мотивом для создания столь масштабного и, очевидно, сложного проекта? ДТЭК объединяет сегодня более двадцати крупных предприятий в разных регионах Украины. Естественно, их интеграция произошла не в один момент. Каждая компания до вхождения в наш состав развивалась по собственному пути, в том числе и в сфере информационных технологий. В результате эффективное управление большим набором разнородных ИТ-систем в рамках корпорации превращалось в очень нетривиальную задачу. Не говоря уже о вопросах информационной безопасности, которые в крупном корпоративном секторе являются первоочередными. Чтобы ИТ не стало узким местом на пути активного развития бизнеса, было принято принципиальное решение привести все основные подсистемы к единому корпоративному стандарту. При этом одно из главных требований состояло в том, чтобы все сотрудники, имеющие доступ к системе, получали сервисы с одинаковым качеством независимо от того, где они территориально находятся — в Киеве или, скажем, на угольной шахте Донбасса.
— Сколько времени заняла реализация проекта и как происходило внедрение? В целом от сформированной идеи до ввода комплексной системы в полноценную эксплуатацию прошло два года — с лета 2009 года по лето 2011-го. Интеграция проекта происходила поэтапно. В роли генерального подрядчика выступила компания S&T Ukraine, помогали эксперты из «Майкрософт Украина». Многие работы мы выполнили своими силами. Также роль S&T Ukraine заключалась в проектировании решения, подготовке документации, оказании консалтинговых услуг. Это был процесс тесного взаимодействия между нами и интегратором. В ходе реализации от нашей компании было выделено пять специальных менеджеров из числа компетентных сотрудников, каждый из которых отвечал за внедрение определенного набора сервисов. На время проекта в этом заключалась их основная работа. Важной частью внедрения стало обучение наших специалистов, ведь при обслуживании ИТ-системы такого масштаба нельзя обойтись без собственных экспертов и администраторов. Для этого в ходе реализации проекта создавались особые тестовые зоны, имитирующие работу реальных подсистем. Наши специалисты учились работать с ними, приобретая бесценный опыт. Обучением также занимались специалисты из S&T Ukraine.
— Какие наиболее интересные и инновационные ИТ-решения были реализованы в рамках проекта? В числе таковых я бы отметил систему унифицированных коммуникаций, а также средства совместной удаленной работы, которые были реализованы на базе программных разработок Microsoft. Благодаря им наши сотрудники имеют возможность получать информацию и обмениваться данными независимо от своего местоположения. Кроме того, в компании ДТЭК действует система видеоконференцсвязи на основе оборудования TANDBERG, но оно не относится к рассматриваемому проекту, поскольку было реализовано ранее.
— Каковы результаты внедрения? Отразились ли они в лучшую сторону на работе компании? Даже несмотря на то, что проект завершился не так давно, его результаты уже очевидны. В рамках нашей компании построена единая, инновационная, отказоустойчивая и масштабируемая ИТ-инфраструктура. Это позволило в значительной степени сократить усилия и затраты на администрирование, управление и сопровождение. Одновременно с этим удалось существенно поднять уровень информационной безопасности на предприятии. Но главное, реализованная комплексная система за счет своей надежности, комплексности и технического совершенства позволяет поменять представление об ИТ-инфраструктуре предприятия. Если раньше к ней относились как к чему-то, что требует постоянного контроля и настройки, то теперь система требует минимум внимания. Таким образом удается меньше думать о проблемах ИТ, а больше об эффективном развитии бизнеса.
Игорь КИРИЛЛОВ, СиБ
|
|