|ГЛАВНАЯ|   |О ЖУРНАЛЕ|    |ПОДПИСКА|   |ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА|  |КОНТАКТЫ|   |СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА|  |НОВОСТИ|    |ВАКАНСИИ|     |АРХИВ|  |IT-СТРАНСТВИЯ|

№ 3&4 (4-5) 2002

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 


Не только футболом силен Сенегал!

 

Проблемы сосуществования традиционных видов услуг

и IPJтелефонии характерны не только для Украины.

Поучительные примеры на эту тему представляет сектор

развития Международного союза электросвязи (ITUJD).

 

Никита ЮРЧЕНКО

 

Очень скоро сети общего пользования будут на основе IP.

И если до недавнего времени все мы использовали сети

передачи голосовой информации для передачи данных, то

теперь применим сети передачи данных для передачи

голосовой информации.

Джеф Палвер

 

В государстве Бахрейн, расположенном на нескольких больших островах Персидского залива и имеющем достаточно высокий уровень жизни за счет нефтедобычи, основные телекоммуникационные услуги предоставляет национальный оператор – фирма Batelco. Так как многие граждане Бахрейна (родившиеся в этой стране) имеют достаточно большие доходы, чтобы посылать своих детей на обучение в университеты США, Канады и Западной Европы, то международный трафик Batelco обеспечивал львиную долю доходов этого оператора. Но в последнее время этот гигант (естественно, по бахрейнским меркам) столкнулся с недобросовестными, по его оценке, методами конкуренции со стороны небольших частных компаний.

Несколько Интернет-провайдеров стали предлагать пользователям услуги IP-телефонии. Причем тарифы на международный трафик были на порядок ниже традиционной телефонии. Для такой достаточно консервативной страны, как Бахрейн, все это производилось скрытно. Однако Batelco почувствовала, что в часы неполной нагрузки ее международный трафик упал на 5-10%. Предварительные расчеты показали, что за год эта цифра может достичь 20%. Причем не учитывалось возможное увеличение трафика IP-телефонии с другими странами Персидского залива (что тоже довольно существенно) и внутри страны. Отловить же таких ловкачей практически не представляется возможным. «Что ж ты, сын шакала, – спрашивают Batelco-вцы – передаешь через арендованные у меня каналы?». «данные Интернет», – отвечают провайдеры, не моргнув черными глазами. А какие данные? И есть ли там голосовой трафик? Одному Аллаху известно…

А теперь раскроем немножко механизм этой «химии».

1. Частная фирма покупает Интернет-линию для пропускания большого трафика (предположим, в США).

2. Проводит переговоры с оператором в США, берущимся обрабатывать голосовой трафик, поступающий из этой сети.

3. Направляет весь международный голосовой трафик в эту Интернет-линию.

4. Спокойно наблюдает, как система международных взаиморасчетов начинает работать в ее пользу.

5. Использует полученные деньги для финансирования:

- Интернет-линии, приносящей прибыль;

- государственных чиновников, закрывающих на это глаза;

- себя, любимой!

Думаю, что первым желанием руководителей национального оператора было пожаловаться эмиру, и в лучших национальных традициях отсечь нахальные головы зарвавшихся провайдеров. Но Бахрейн не зря в последние годы посылал свою молодую поросль на обучение в лучшие западные университеты. Было решено отложить ятаган в сторону, тщательно изучить международный опыт по данному вопросу и принять конструктивное решение.

Что же этот опыт показал? Только то, что в мире нет единого «правильного» решения такой проблемы. А все решения находятся в диапазоне «от Непала до Сенегала». Именно эти страны указываются ITU-D как противоположные примеры в области регулирования IP-телефонии.

В частности, в королевстве Непал (указом, естественно, короля) местным операторам запрещено использовать IP-телефонию для международных соединений. А каждый звонок, сделанный непальцем через это «порождение дьявола», наказывается по всей строгости непальских законов! Кто от этого выиграл, а кто проиграл, судите сами, не королевское это дела – анализировать.

Совсем другое дело – Сенегал. Небольшая, по африканским меркам, страна, в которой играют в футбол лучше, чем в аргентине, Англии, Франции, Италии, Швеции, решила и здесь быть впереди всех. Лучшие национальные кадры, оставив мячи и напрягая извилины, вывели примерно такую последовательность. Страна достаточно небогатая – более половины населения занято в сельском хозяйстве сбором арахиса (кстати, одно из первых мест в мире по производству этого продукта).

 

 

При первой же возможности молодежь старается уехать в бывшую метрополию – Францию (благо, французский знают со школы), хотя и работают там не на самых престижных работах. Вывод: позвонить в Европу и оттуда желающих много, но «платоспроможність» у них слабовата. И тогда национальный оператор Sonatel принял достаточно логичное решение: «Мы не только разрешаем в стране IP-телефонию, а мы и сами станем крупнейшим поставщиком такого рода услуг!» короче, полная вольница по всему IP-полю! Опять зададим сакраментальный вопрос: «І що це йому дало

Во-первых, резко вырос международный трафик IP-телефонии. Значительно увеличилось число звонков с вызовом за счет вызываемого лица (freephone), а также число абонентских линий. Возрос спрос на арендованные линии со стороны бывших конкурентов – небольших телекоммуникационных компаний и Интернет-провайдеров (а чаще всего, и то и другое «в одной обертке»). Хотя о таких известных в западном мире вещах, как предоставление перспективных мельтимедийных услуг, речь, понятно, не шла. Все-таки домашних компьютеров в Сенегале очень мало (одним арахисом себе даже на Celeron сильно не заработаешь!).

Но и проблемы тоже возникли, как ожидаемые, так и неожиданные. Не, естественно, упали почти «до нуля» международные звонки традиционной телефонии. Качество связи при IP-телефонии тоже почему-то не всегда удовлетворяет народ на левом берегу реки Сенегал (название страны и пошло от реки). Возникла целая толпа меленьких и очень маленьких компаний, которые бросились предоставлять такие же услуги. Какой-нибудь Остап Бендер «местного разлива» продал последний урожай сорго, купил «пошарпанный» компьютер выпуска второй половины прошлого века, взял лицензию, подписал контракт на взаимосоединение сетей, а теперь собирает денежки, пользуясь многословностью сенегальских матерей в разговорах со своими заморскими чадами. Причем, не неся никакой ответственности за работу линии и аппаратуры местной, междугородной и международной связи. А случись у честного национального оператора какая-нибудь небольшая заминка (ну там, крокодильчик кабель перекусил случайно), так еще и штраф ему плати за простой связи!

К тому же основная компания Sonatel рискует понести существенные убытки в период между снижением тарифов и увеличением числа абонентов, так как она использовала практику так называемого «перекрестного субсидирования». То есть расходы на местную связь покрывались за счет существенных прибылей от международной и междугородной связи (кстати, такая практика характерна для большинства стран СНГ).

И куда теперь бедному сенегальскому «телекомовцу» податься? Тарифы поднять при таком количестве компаний нереально – конкуренты съедят, как матерый лев молодую антилопу. Поднять цену за аренду каналов или взаимосоединение операторов не позволят регулирующие органы (надо оправдывать имидж страны с рыночной экономикой). И тут в одну светлую (понятно, что внутри, а не снаружи) голову пришла хорошая мысль. Если эта IP-телефония такая классная штука, то почему мы ее используем только для международного трафика? Нужно все сделать на IP!  Тогда мы всех конкурентов обведем вокруг пальца, как Эль-Хаджи Диуф защиту французской сборной! Сказано – сделано. И вот уже от рифового мелководья близ Зеленого мыса на Западе от жаркого нагорья близ реки Фалеме на Востоке, и от кустарников на песчаных берегах нижнего Сенегала до вечнозеленых влажных лесов Юга проектируется «всесенегальская IP-сеть»! прекрасная идея: использование единой сети пакетной коммутации на основе протокола TCP/IP для передачи всех видов информации! А тариф зависит только от широкополосности предоставляемого канала. Такая сеть сейчас реализуется в самой западной стране Африки (в прямом и переносном смысле) при технической поддержке компании Alcatel. Кстати, ITU-D считает, что за такими сетями – будущее!

Уже сегодня Sonatel почувствовал преимущества своей новаторской идеи. Несмотря на естественное снижение тарифов, доход на одну линию не только не упал, но и поднялся до $200 в месяц! Это связано с увеличением трафика и предоставление новых видов услуг. На руку основному оператору сыграла даже возросшая конкуренция. Sonatel-овцы побили своих бывших нахлебников их же оружием: занялись перепродажей телефонных услуг! В частности, было оказано содействие мелким предпринимателям в создании частных центров электросвязи. То есть большой ( и от этого менее гибкий) национальный оператор сбросил выяснение потребностей населения и создание новых и мелких видов услуг (вплоть до таксофонов) на мелких частников, а сам только предоставляет в аренду оборудование и каналы. Причем частник тоже явно имеет выгоду. Не зря таких центров в Сенегале создано уже 9 тысяч! Как говорится в старой сенегальской пословице – «и леопарды сыты, и антилопы целы»!

 

 

Ну, а теперь вернемся в наш Бахрейн, к многострадальному национальному оператору Batelco. Весь мировой опыт «от Непала до Сенегала» был доложен эмиру в лучших традициях восточного повествования. «Да, – сказал эмир, – таких сказок даже Шехерезада не рассказывала! Ну и что нам делать?»

Руководство компании вынесло на суд эмира (а какой же эмир может позволить себе не иметь в семье большого количества акций телекоммуникационной компании?) два варианта решения.

1. «Защита». Отказаться от внедрения услуг IP-телефонии. Для удержания позиций на рынке пойти на значительное сокращение тарифов. Провести маркетинговые исследования с целью организации системы особых скидок и пакетов услуг.

Такое решение позволяет надеяться на сохранение веса Batelco на рынке телекоммуникаций. Хотя прогнозируется: уменьшение удельного дохода от одного потребителя, частая смена компаний потребителями, неудовлетворенность спроса и недовольство общественности (несмотря на абсолютную монархию в стране!).

2. «Нападение». Организация услуг VoIP. Выработать новые подходы к маркетингу.

Этот способ предполагает возникновение нового потока доходов, увеличение эффективности сети и экономию за счет меньших издержек, стабильную приверженность потребителя компаниям, получение необходимого опыта работы в условиях конкуренции.

Основной риск второго варианта заключается в постепенном вытеснении традиционных услуг телефонии службами на основе IP-технологий. Как говорится, «страх неизведанного».

Да, вы заметили, что о «непальском способе» жестокого запрета даже речь не шла?! Наверное, именно в этом заключается демократия, а не в наличии конституции или эмира на троне.

Тем не менее, свое решение руководство Batelco принимало, посоветовавшись с его величеством.

И как вы думаете, что выбрал эмир? Эмир решил, что поскольку Сенегал – мусульманская страна, то IP-телефония – дело, угодное Аллаху! Умные все-таки люди правят на Востоке!

 

Никита Юрченко,

СиБ

nikita_ur@ukr.net

Сенегал

 

  3&4 (август-сентябрь) 2002